ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ (Фрагмент из книги) ВСТУПЛЕНИЕ :: vuzlib.su

ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ (Фрагмент из книги) ВСТУПЛЕНИЕ :: vuzlib.su

3
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ (Фрагмент из книги) ВСТУПЛЕНИЕ

.

ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ (Фрагмент из книги) ВСТУПЛЕНИЕ

1 Перевод А. Ю. Согомонова. Выполнен по изданию: Rawls J. A
Theory of Justice. Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard
University Press, 1971.

Большинство этических систем современности в той или иной
степени развивают утилитаристское учение. Мы часто при этом забываем, что
великие утилитаристы прошлого — Юм и Смит, Бентам и Милль — были в первую
очередь экономистами и социальными философами первой величины, в то время как
разработанная ими моральная доктрина призвана была лишь уложиться в готовые
схемы. Те, кто часто их критикует, указывают, в частности, на противоречивость
самого принципа пользы и отмечают несоответствие между теорией и нашими
нравственными чувствами. Но все они потерпели фиаско и, как я думаю, вследствие
того, что не смогли предложить в противовес утилитаризму действенную и
систематическую моральную концепцию. В результате мы вынуждены подчас выбирать
между утилитаризмом и интуитивизмом, а иногда даже и сочетать их. Подход этот,
однако, нельзя считать неразумным, поскольку нет уверенности в том, что мы
можем поступить мудрее. Но из этого вовсе не следует, что не стоит и пытаться.

Суть моей попытки как раз и заключается в генерализации и
перемещении на более высокий уровень абстракции традиционной теории
общественного договора, представленной в трудах Локка, Руссо и Канта. В этом
смысле, я надеюсь, что разработанная мною теория не станет столь уязвимой и
открытой тем возражениям, которые для прежних теорий стали фатальными. Моя
теория справедливости представляет собой альтернативу господствующей
утилитаристской тенденции. Она по природе своей — кантианская. При этом я вовсе
не настаиваю на оригинальности излагаемых идей. Более того, самые основные
положения являются классическими и всем хорошо известны. Мои намерения были как
раз противоположными — сорганизовать все эти идеи в единую систему, используя
при этом минимум средств. Мои ожидания в отношении всей книги будут вполне
удовлетворены, если читателю станут более ясными структурные черты
альтернативной концепции справедливости, содержащиеся в теории общественного
договора, которые мною будут развиты. Ибо из всех традиционных взглядов именно
эта концепция, как я полагаю, более всех отражает наши суждения о
справедливости и создает наиболее соответствующий этический базис нашему
демократическому обществу.

Начну с описания роли справедливости в социальном
взаимодействии, с краткого обзора исходного субъекта справедливости и базовой
структуры общества. После этого мне хотелось бы развить главный тезис
справедливости как честности, которая обобщает и возводит на более высокий
уровень абстракции традиционное представление об общественном договоре.
Общественный договор заменен понятием исходного положения, которое включает в
себя основанное на разумных доводах процедурное принуждение, приводящее к исходному
соглашению на принципах справедливости. Повторю, что при всем при этом я
преследую цель разработать такую теорию справедливости, которая представит
собой жизненную альтернативу утилитаристским и интуитивистским доктринам,
долгие годы преобладающим в нашей философской традиции.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ