СУБЪЕКТ СПРАВЕДЛИВОСТИ :: vuzlib.su

СУБЪЕКТ СПРАВЕДЛИВОСТИ :: vuzlib.su

36
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


СУБЪЕКТ СПРАВЕДЛИВОСТИ

.

СУБЪЕКТ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Многие явления могут быть расценены как справедливые и не
справедливые: не только законы, социальные институты и общественные системы, но
также и конкретные поступки людей, включая их решения, суждения, оценки,
установки и жизненные позиции. Мы же в первую очередь сосредоточимся на
социальной справедливости.

Для нас первичной основой справедливости является
фундаментальная структура общества, вернее, тот общественный уклад, при котором
большинство социальных институтов распределяют базовые права и обязанности
людей, их возможности, проистекающие из их социального взаимодействия. Под
основными институтами я понимаю основной закон (конституцию) и базисное
социально-экономическое устройство. Ими, к примеру, являются узаконенные
свобода мысли и совести, рыночные отношения, частная собственность на средства
производства, моногамная семья. Основные институты влияют на жизненные планы
людей в смысле их ожиданий и воплощения в действительность. Поэтому базис
общества является субъектом справедливости, ибо его влияние первично и
глубинно. Интуитивно мы понимаем, что общественная структура содержит в себе
неодинаковые социальные позиции. Люди, рожденные в неравных социальных
условиях, обладают нетождественными жизненными перспективами. В этом смысле
социальные институты определяют разные исходные ситуации людей и в этом —
основное глубинное неравенство людей. Оно заложено в базисной структуре любого
общества, в отношении которой и должны быть применены принципы социальной
справедливости прежде всего. Справедливая социальная модель существенно зависит
от того, как сформулированы основные права и обязанности людей, как определены
их экономические возможности и социальные условия во всех секторах общества.

Сфера моего исследования ограничена с двух сторон.
Во-первых, я сосредоточусь лишь на особом типе справедливости, ибо не намерен рассуждать
о справедливости институтов, законов и межгосударственных отношений, как,
впрочем, и рассматривать в категориях справедливости распределение везения и
неудач людей. Нас будет интересовать лишь конкретная сфера приложения теории
справедливости, принципы которой самодостаточны для базисной структуры общества
во всех ее проявлениях. Они могут быть не действенными в практике частных
объединений людей, малых социальных групп, не говоря уже о неформальных
порядках повседневной жизни. Для достижения общенационального сотрудничества
требуются различные принципы, проводимые в жизнь всевозможными путями, и я был
бы вполне удовлетворен, если смог бы сформулировать приемлемую концепцию
справедливости для базовой структуры общества, предоставленного, условно допуская,
самому себе на время и изолированного от окружающего мира. Значимость такого
логического эксперимента самоочевидна и не требует дополнительных пояснений.
Раз мы располагаем основательной теорией для такого случая, то и все
второстепенные проблемы справедливости должны быть безусловно решены в свете
основной теории, предоставляющей ключ для всех последующих модификаций.

Второе ограничение сводится к тому, что я буду исследовать
первым долгом принципы справедливости, которые призваны регулировать хорошо
организованное общество. Любой индивид волен поступать по справедливости и
вносить свою лепту в поддержание справедливых институтов в обществе. По этому
поводу Юм однажды заметил, что справедливостью могут быть и осторожность, и
ревность, а потому мы вправе спросить себя, каковым должно быть совершенно
справедливое общество? В силу этого я прежде всего хочу определить, что есть
полное, а не частичное согласие с теорией справедливости. Во втором случае мы
имеем дело с принципами, которые регламентируют наше отношение к
несправедливости и включают в себя теорию наказания, доктрину справедливой
войны, гражданское неповиновение и т.д. Сюда также следует включить и наше
предпочтение одной форме конституционной несправедливости — другой. Словом,
совершенно очевидно, что темы частично согласованной теории справедливости
являются насущными и безотлагательными, поскольку речь идет о тех явлениях, с
которыми мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Оправданием
того, что я начну именно с идеальной теории, является, как мне думается, то
обстоятельство, что лишь она создает фундамент для систематического разрешения
всех наиболее насущных проблем. В частности, от нее зависит обсуждение в полной
мере проблемы гражданского неповиновения.

Я убежден, что глубинное понимание всей проблематики
справедливости невозможно никаким иным путем. Не говоря уже о том, что суть и
цели совершенно справедливого общества имманентно заложены в саму теорию
справедливости.

Общепризнано сейчас, что концепция базовой структуры общества
достаточно туманна, ибо не определено, какими чертами и институтами ее следует
наделять. Не следует сожалеть по этому поводу. Я продолжу обсуждение тех
принципов, которые инстинктивно приписывают к базовой структуре общества, а
после попытаюсь найти им применение, как если бы они были основными элементами
такой структуры. Возможно, и обнаружится, что принципы эти совершенно
абстрактны, хотя это и нежелательно, ибо необходимо их приложение к важнейшим
аспектам социальной справедливости. Следует постоянно помнить, что концепция
призвана определить базовую структуру, а не создается ради самой себя.

Теория социальной справедливости должна восприниматься как
концепция, обеспечивающая в первую очередь определенный стандарт для оценки
распределительных отношений базовой структуры общества. Стандарт этот, однако,
вовсе не следует смешивать с принципами справедливости, определяющими иные
ценности базовой структуры и социального устройства, которые могут быть
действенными или недейственными, свободными или несвободными. Полная концепция,
содержащая в себе принципы оценок и достоинств базовой структуры совокупно с
определением их веса в случае социальных конфликтов, выходит за пределы простой
теории справедливости — это есть общественный идеал. Принципы справедливости
тем не менее являются частью, а возможно, и важнейшей частью такой концепции.
Общественный идеал, в свою очередь, связан с теорией общества, в которой
указаны цели и задачи социального взаимодействия людей. Разные взгляды на
социальную справедливость — есть продукт разных представлений об обществе в
целом. Для того чтобы полнее представить себе теорию справедливости, мы должны
предельно точно понять суть концепции социального взаимодействия, из которой,
собственно, она происходит; проделывая этот путь, не следует забывать о нашем
особом интересе к специфической роли принципов справедливости или исконному
субъекту справедливости, к которому они приложены.

В этих предварительных замечаниях я определил справедливость
как часть общественного идеала, а теорию — как обоснование должных
распределительных отношений, действующих в рамках базовой структуры общества. Я
допускаю также, что любая достаточно полная этическая теория должна включать в
себя принципы этой фундаментальной проблемы и что эти принципы, какими бы они
ни были, составляют суть концепции справедливости. Собственно теория
справедливости н есть интерпретация ее роли в определении прав и обязанностей и
распределении социальных благ. Подобный подход может показаться новым и идущим
вразрез с традицией. Однако это не так. Классическое понимание справедливости,
восходящее своими истоками к Аристотелю, связывалось с обузданием стремления
одного индивида получить то, что принадлежит другому. Это распространялось на
собственность, заслуги, официальный статус и т. п., то есть справедливость
определялась в связи с действиями и помыслами людей. В наше время
аристотелевское видение справедливости с собственности субъекта переместилось в
область социальных институтов и законных ожиданий, которые они предоставляют. Мое
же понимание справедливости относится к более существенному явлению нашей жизни
— справедливости базовой структуры общества. И в этом смысле нет никакого
разрыва с традицией.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяСоус Бешамель
    Следующая статьяБ. Вера :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ