ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЛЮДЕЙ :: vuzlib.su

ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЛЮДЕЙ :: vuzlib.su

2
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЛЮДЕЙ

.

ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЛЮДЕЙ

Нерассмотренным обязанностям автор добавляет еще особые
обязанности, которые мы имеем относительно групп людей, то есть обязанности в
зависимости от различия возраста, пола и сословий. Однако все эти обязанности
можно вывести из вышеприведенных общечеловеческих обязанностей.

Среди различий по сословному положению существует различие,
которое покоится на различении внутренней ценности. Это — сословие ученых.
Кажется, здесь речь идет о различении внутренней ценности. Различия других
сословий основываются на различиях внешней ценности. Другие сословия имеют дело
лишь с природными вещами, служащими жизни людей. Но ученый относится к такому
сословию, главная деятельность которого состоит в познании. Кажется, что в этом
и состоит различие внутренней ценности. Кажется, что лишь ученый созерцает
красоту, заложенную богом в мир, и использует этот мир с той целью, с которой
бог его создал. С какой же целью заложил бог красоту в природу, если не с целью
созерцания ее? Так как только ученые полностью постигают цель творения, то
кажется, что будто бы только они обладают внутренней ценностью. Приобретенные
ими познания относятся к вопросу, почему бог создал мир. Да, таланты,
заложенные в человеке, развиваются лишь одними учеными. Кажется, следовательно,
что это сословие имеет преимущество перед другими, потому что отличается от них
внутренней ценностью. Руссо, однако, переворачивает эту мысль и говорит: «Цель
человека не состоит в учености, а ученые, утверждая это, искажают цель
человечества». Поэтому спрашивается: не потому ли ученый развивает таланты, что
постигает красоту мира, постигает цель творения, что мир существует для него?
Поскольку отдельный ученый не обладает возможностью непосредственного
созерцания красоты природы, развития таланта и постижения полного совершенства
мира как цели, а имеет лишь честь от того, что сообщает это другим (в этом он
ищет честь точно так же, как любой другой в собственном ремесле ищет того же),
то каждый отдельный ученый не может думать, что обладает преимуществом перед
любым другим гражданином. Хотя все вместе взятые ученые вносят вклад в цель
развития человечества, так что ни один из них не может отвести себе особое
место, точно так же каждый ремесленник благодаря своей работе, как и ученый,
вносит свой вклад в цель развития человечества. Из всеобщего источника
человеческих действий, а именно — из чести, формируется совпадение целей мира.
Спрашивается: предназначены ли- люди вообще к учености и должен ли каждый
стремиться стать ученым? Нет, короткой жизни для этого недостаточно, но к
определению человечества относится то, что некоторые жертвуют собой ради этой
цели точно так же, как другие в другом отношении жертвуют собой, то есть
становятся моряками, солдатами. Жизни не хватает для того, чтобы найти
применение учености. Если бы бог захотел, чтобы человек далеко ушел в учености,
то дал бы ему длинную жизнь. Почему Ньютон должен был умереть в тот момент,
когда мог бы наилучшим образом найти применение собственной учености? И другой
должен снова начинать с а, б, в, пройти все классы, и коль скоро он зайдет так
же далеко и захочет употребить свои знания, то станет стар и умрет. Таким
образом, отдельный человек не создан для науки, но в целом благодаря этому он
способствует достижению цели человечества. Ученые выступают, таким образом,
средством достижения цели и привносят нечто ценное, но сами из-за этого никакой
особой ценностью не обладают. Почему бюргер, усердно и прилежно работающий в
области своей профессии и столь же безупречный в остальном, заботящийся о своем
доме, почему он не должен обладать такой же ценностью, что и ученый? Потому что
деятельность ученого всеобща, это уже связано с его сословием и назначением.
Вообще-то прав Руссо, хотя и сильно ошибается, когда говорит о вреде наук. Ни
один настоящий ученый не будет говорить так высокопарно. Язык истинного разума
скромен. Все люди равны, и только тот обладает внутренним ценностным
преимуществом перед другими, кто с моральной стороны безупречен. Науки суть
принципы улучшения моральности. Для уяснения моральных понятий требуются опыт и
объясняющие понятия. Развитые науки облагораживают человека, и любовь к науке
уничтожает многие низменные склонности. Юм говорит, что не существует ученого,
который по крайней мере не был бы честным человеком. С другой стороны,
моральность способствует развитию наук. Порядочность и уважение прав других
людей сильно способствуют развитию научного познания. Честность ученого
требует, чтобы в его писаниях не скрывались слабые места и заблуждения.
Моральный характер, следовательно, оказывает большое влияние на науки. Тот же
ученый, который таковым не обладает, обращается с продуктами своего ума так же,
как купец — со своими товарами; он будет скрывать слабые места и вводить
публику в заблуждение. Это и есть те обязанности, которые мы должны выполнять с
точки зрения учености.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ