ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ СОРОКИН (1889 — 1968) :: vuzlib.su

ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ СОРОКИН (1889 — 1968) :: vuzlib.su

12
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ СОРОКИН (1889 — 1968)

.

ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ СОРОКИН (1889 — 1968)

Крупнейший представитель позитивистской школы и один из
наиболее последовательных проводников позитивизма во все отрасли
обшествознания. Уже в начальный (русский) период своей творческой биографии
(1911 — 1922), находясь под влиянием своих учителей Е. В. Де-Ро-берти, М. М. Ковалевского,
Д. И. Петра-жицкого и опосредованно Э. Дюркгейма, он предпринимает попытку
перестроить этику на неопозитивистский лад, не повторяя слепо О. Конта и Г.
Спенсера. В этом смысле его работы раннего периода (публикация трех из них
предлагается далее читателю) представляют классический образец
позитивистски-бихевиористской этики и социологии морали. Именно в таком
«настрое» им читались курсы лекций по этике в столичных вузах во время первой
мировой войны и в первые годы Советской власти. Эти лекции оказали воздействие
на последующее развитие буржуазной, а в определенной степени и марксистской
этической мысли. Лишь много позднее в Гарварде (США), где им был основан
социологический факультет и закладывались основы теорий социальной
стратификации и мобильности, социокультурной динамики, П. А. Сорокин откажется
от позитивистского взгляда на этик, вновь перекроив ее, но уже с позиций
философии культуры.

После отъезда Сорокина в 1922 году в Прагу его личный архив,
включая научные рукописи, был собран воедино в фонд Сорокина, ныне хранящийся в
Центральном государственном архиве Октябрьской революции СССР. Среди этих
рукописей сохранились «Введение» и «Тезисы» его манускрипта «Принципы и методы
современной науки о нравственности» (1912 — 1913), так и не вышедшего в свет.
Своего рода развитие и конкретизация неопозитивистской социологии морали
содержится в небольшом эссе, выполненном в жанре рецензии, — «Новый труд о
Бсн-таме» (1916), по сути дела, это критический очерк теории утилитаризма И.
Бентама и его последователей. Эти две работы публикуются впервые. Наряду с ними
читатель сможет познакомиться с давно ставшим библиографической редкостью
этико-логическим сочинением Сорокина «Нормативная ли наука этика и может ли она
ею быть?» (1913), предвосхитившим многие позднейшие дискуссии на эту тему (его
текст дается по изданию: Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда.
Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали Спб.,
1914).

Все названные работы воссоздаются без текстологических изменений.
Знаки препинания и орфография приведены в соответствие с современными правилами
[1].

1 Публикация подготовлена А. Ю. Согочоновым

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ