ВВЕДЕНИЕ :: vuzlib.su

ВВЕДЕНИЕ :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

.

ВВЕДЕНИЕ

«Эта болезнь не к смерти» (Иоанн, 11,4), — и однако же
Лазарь умер; но ученики не поняли последующего, когда Христос сказал: «Лазарь
умер» (Иоанн, 11, 14). Стало быть, Лазарь умер, но тем не менее это не была
смертельная болезнь; он действительно умер, но однако же не был болен к смерти.

Совершенно ясно, что Христос думал здесь о чуде, которое
могло бы показать современникам, то есть тем, кто может верить, «славу Божию»,
о чуде, которое пробудило бы Лазаря из мертвых, то есть о том, что «эта болезнь
не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий».

Но даже если бы Христос не пробудил Лазаря, разве не было бы
истиной, что эта болезнь, даже сама смерть не есть болезнь к смерти!

Как только Христос приближается к гробнице, восклицая:
«Лазарь! иди вон» (11,43), мы уверяемся, что «эта» болезнь — не к смерти. Но
даже и без этих слов, просто приближаясь к гробнице, разве Он, который есть
«воскресение и жизнь» (11, 25), разве не показывает тем самым, что эта болезнь
— не к смерти? И в силу самого существования Христа, разве здесь нет
свидетельства? Какой толк для Лазаря быть воскрешенным, если он должен в конце
концов умереть! Какой толк, без существования Того, кто есть Воскресение и
Жизнь, для всякого человека, который в Него верует! Нет, вовсе не благодаря
воскрешению Лазаря эта болезнь — не болезнь к смерти, но лишь постольку,
поскольку Он есть, через Него. Ибо на языке людей смерть — это конец всего, и,
как они говорят, пока есть жизнь, есть надежда. Однако для христианина смерть —
вовсе не конец всего, и не простой эпизод в единственной реальности, каковой
является вечная жизнь; и она вмещает бесконечно больше надежды, чем несет нам
жизнь, даже наполненная здоровьем и силой.

Таким образом, для христианина даже смерть не выступает
«смертельной болезнью», а уж тем более не выступает таким все, что вытекает из
временных страданий: боль, болезнь, нищета, горе, враждебность, недуги телесные
или душевные, огорчения и траур. И из всего удела, выпадающего человеку, каким
бы суровым он ни был, по крайней мере к тем, кто страдает, к тем, кто говорит:
«смерть не может быть хуже этого», из всего этого удела, подобного болезни,
даже когда он такой не является, для христианина ничто не выступает смертельной
болезнью.

Таков великодушный мир, о котором христианство учит
размышлять христианина, мир во всех его проявлениях, включая и смерть. Похоже,
как если бы речь шла о гордости быть выше всего, что обыкновенно считается
несчастьем, всего, что обыкновенно называется худшим из зол… Однако в
отместку христианство обнаружило несчастье, существование которого неизвестно
человеку как таковому, — это смертельная болезнь. Естественный человек
(naturlige Menneske) может сколько угодно перечислять все ужасное и все
испытывать; христианин только посмеется над этим списком. Это расстояние от
естественного человека до христианина подобно расстоянию, разделяющему ребенка и
взрослого: то, от чего дрожит ребенок, для взрослого — пустяк. Ущербность
детства состоит в том, что вначале оно не знает ужасного, а затем в том, что
вследствие своего невежества дрожит от того, чего не следует бояться. Так же
обстоит дело и с естественным человеком: он не знает, в чем действительно
пребывает ужасное, — что, впрочем, не мешает ему трепетать, однако он трепещет
не от ужасного. Так же действует язычник в своем отношении к божественному, —
он не просто не знает истинного Бога, но и поклоняется идолу как Богу.

Христианин — единственный, кто знает, что такое смертельная
болезнь. Он черпает из христианства храбрость, которой так недостает
естественному человеку, — храбрость, получаемую вместе со страхом от крайней
степени ужасного. Стало быть, храбрость нам всегда дарована; а страх перед
великой опасностью дает нам решимость противостоять опасности меньшей;
бесконечный же страх перед единственной опасностью делает все прочие
несуществующими. А ужасный урок христианина — это то, что он научается распознавать
«смертельную болезнь».

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ