ПРИМЕЧАНИЯ :: vuzlib.su

ПРИМЕЧАНИЯ :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ПРИМЕЧАНИЯ

.

ПРИМЕЧАНИЯ

Книга «Болезнь к смерти» впервые была опубликована в июле
1849 года под псевдонимом Анти-Климакус Использование псевдонимов,
фрагментарность изложения, афористичность, пародийность — характерные приемы в
творчестве Кьеркегора. Это объясняется стремлением сломать привычные
представления читателя о теоретическом сочинении, перейти от прямой, научной
формы коммуникации автора и читателя к косвенной. Подчас — как, например, в
«Болезни к смерти» — Кьеркегор пародирует стиль и даже употребление тех или
иных излюбленных философских терминов своего противника, который к тому же
может остаться неназванным. Все это конечно же вызывает у читателя определенные
трудности. Однако следует иметь в виду, что косвенная форма изложения открыла
Кьеркегору возможность совершенно по-новому, нетривиально осветить, казалось
бы, давно ставшие азбучными христианские представления о добре и зле,
приблизить их к субъективному опыту современного человека. Наставительность
«Болезни к смерти» очевидна, более того — всячески подчеркивается Кьеркегором в
противовес сочинениям «спекулятивным», авторы которых стремятся дать научное,
объективное представление о нравственности.

Первое упоминание об этой работе встречается в дневнике
датского философа в 1847 году (Papirer VIII ‘ А 497; Papirer VIII1 А 558, А 652
— 653); здесь, в дневниковых записях Кьеркегора, грех уже определяется как
отчаяние.

1 Букв.: «Дух есть «я» (дат.: Aand er Selvet). Ср.
аналогичный пассаж из «Понятия страха»: «Человек есть синтез души и тела,
который создан и удостоен духом» (Begrebet Angest//Kierkegaard S0ren. Samlede
Vaerker. Bind 6 K0benhavn, 1962. S. 170), а также: «Значит, человек — это
синтез души и тела, он одновременно есть синтез временного и вечного» (там же.
С. 173). — 367.

2 Явная реминисценция из гегелевской диалектики, в которой
непременно присутствует триада: тезис, антитезис и синтез. — 367

3 О человеке как синтезе, полагаемом перед собственным
творцом, см.: L0gstrup К. E. Kierkegaards und Heideggers Existenzanalyse und ihr
Verhaltnis zur Verktindigung. Frankfurt
a/M., 1950; Sl0k Johannes. Die Anthropologie Kierkegaards. K0benhavn, 1954;
Malantschuk G. Begrebet Fordoblese hos S0ren Kierkegaard. Kierkegaardiana II.
K0benhavn, 1957. S. 43-53. — 368.

4 Об отношении между этими двумя категориями у Кьеркегора см. также: «Философские крохи» («Philosophiske Smuler»//Kierkegaard S0ren. Samlede Vaerker. Bind 6.
K0benhavn, 1962. S. 67 li.). — 369.

5 Букв.: «Мыслители» (дат.: Taenkerne). Здесь явная отсылка к
Иоганну Клнмакусу, под чьим псевдонимом вышли «Философские крохи» (см.:
Философские крохи. Гл. 6. С. 68).- — 369.

6 Букв.: «образы», «формы» этой болезни, то есть отчаяния. В
дневниках Кьеркегора (Papirer VIII В 151 — 152) разъясняется, что речь идет не
о понятиях, абстракциях, но именно о конкретных, человеческих воплощениях
различных типов отчаяния. — 380.

7 Здесь явная отсылка к идее Фихте о «продуктивном
воображении», о конструировании категорий из движения самого Я- — 382.

8 Вновь отсылка к гегелевской философии. — 383.

9 Древнегреч., букв.: «неограниченное» — «граница».
Категории платоновской философии.- — 385.

10 Имеется в виду Гегель. — 386.

11 Подразумевается фригийский царь Мидас (см.: Овидий.
Метаморфозы.

12 «Понятие страха» (Begrebet Angest) вышло под псевдонимом Вигилиус
Гауфниенсис. — 393.

13 Кьеркегор имеет здесь в виду Августина (см.: Августин. О
граде божием XIX. 25). — 395.

14 Подразумевается стоицизм. — 395.

15 Категория стоической философии: «бесстрастие»,
«спокойствие». — 415.

16 Букв.: «заноза во плоти» (дат.: Pael i Kj0det). Обычно
комментаторы говорят в связи с этим о некоторых обстоятельствах личной
биографии Кьер-кегора. — 416.

17 Ср.: Понятие страха. Гл. IV. § 2; Страх перед добром
(демонический) (Begrebet Angest. S. 202 ff.). — 417.

18 Считается, что здесь Кьеркегор подразумевает самого себя
(см. об этом в дневниках (Papirer VII12 В 158). — 420.

19 См : Brettschneiders Karl Gottlieb.
Handbuch der Dogmatik.
Bd. II. Berlin, 1828. S. 504: «Вина грешника
бесконечна, ибо через нее пострадало бесконечное величие, — потому и наказание
также должно быть бесконечным». Ср.: Августин. Исповедь. Гл. II. § 7 и ел. —
422.

20 Пелагианство, как известно, отрицало первородный грех, —
423.

21 Здесь комментаторы видят обычно намек Кьеркегора на
собственное чересчур суровое детство, равно как и на расхождения с отцом. — 423

22 Подразумевается сюжет комедии Гольберга «Политикан»
(Holberg. Den politiske Kandest0ber), действие IV, сцена 2. — 432.

23 Имеются в виду, по всей вероятности, произведения
известных датских теологов того времени — Мартенсена (Martensen. Chnsteiige Dogmatik, 1849) и Мархейнеке (Marheineke. Die Grundlehren der christclichen
Dogmatik, 1827). — 437.

24 См. также дневники Кьеркегора (Papirer VIII2 В 166). —
443.

25 Лат. вариант поговорки: «Errare humanum est» — «грешить
(ошибаться) свойственно человеку». В средние века поговорка была продолжена:
«…sed nullius nisi stulti in errore perseverare»; т. е.: «но ничего нет хуже,
чем упорствовать в ошибках (грехах)». — 445.

26 То есть важна оппозиция Synd — Тго («грех — вера»), а не
Synd — Dyd («грех — добродетель»). — 462.

27 См.; Матфей, 26.31: «Тогда говорит им Иисус: вес вы
соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря и рассеются овцы
стада».

28 См : Лука, 18.8: «Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли
веру на земле?» — 466.

29 Подразумевается стихотворение Г. Гейне «Возвращение на
родину» из «Книги песен». — 467.

30 Докетизм — еретическое учение, согласно котором} у Христа
человеческая сторона была лишь видимостью, воображаемой формой, так что, скажем,
его человеческое тело было лишь «воображаемым телом» и т.д. — 468.

31 В этой связи Кьеркегор в своем дневнике (Papirer X1 В 16)
вспоминает знаменитую формулу веры, приписываемую Тертуллиану: «Верую, ибо
абсурдно». — 468.

С. А. Исаев

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ