1.5. Философия техники в современной культуре :: vuzlib.su

1.5. Философия техники в современной культуре :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


1.5. Философия техники в современной культуре

.

1.5. Философия техники в современной культуре

Философия техники — это сравнительно новая ветвь философии,
специфика которой заключается в необычности предмета исследования. При
столкновении с предельно рациональным, «весомым, грубым, зримым» миром орудий,
машин и автоматов традиционные философские методы представляются на первый
взгляд совершенно непригодными. Однако стоит вспомнить, что сущностью любой
философской дисциплины является «человеческое измерение», рефлексия над местом
человека в мире. Поэтому, в отличие от техниковедения, задачей которого
является установление общих законов функционирования технических систем,
философия техники может быть определена как взгляд на мир сквозь призму новой
искусственной реальности, вобравшей в себя творчество, энергию и терпеливый
труд предыдущих безымянных поколений.

К настоящему времени философами накоплен богатый опыт
осмысления феномена техники, представшей властной и многоликой силой.
Оказалось, что в этой теме стягиваются традиционные философские вопросы — как
онтологические, так и гносеологические. Конец XX в. придал размышлениям о
сущности техники особый акцент: для современного этапа философии техники
характерно внимание к теме ответственности субъекта технического действия (в
первую очередь инженера). Неслучайным стало появление понятия «техноэтика»:
будущее человечества неизбежно определяется тем, насколько будет сохранён
контроль над сотворённой и постоянно творимой в ходе истории «второй природой».
Этот вызов не менее серьёзен, чем угроза со стороны стихийных природных сил. И
наряду с проблемой ответственности встаёт сопряжённая с ней проблема свободы.
Современная техника становится не только физической, но и духовной опорой
человека; Сохранение высшего человеческого качества, противодействие
властвующему в технической цивилизации духу силы и автоматизма требуют ясного
понимания сложности связей в структуре «человек — техника — природа».

«Нет человека без техники», — эти слова принадлежит Х.
Ортеге-и-Гассету. В этой антропологической формуле отмечено необходимое условие
бытия человека на Земле: лишь он один из царства животных наделен способностью
материализовать свою волю, вносить с помощью собственных изделий изменения в
окружающий мир. Эта неразрывная связь отмечалась многими философами прошлого
(так, можно вспомнить определение Б. Франклина: «человек есть животное,
производящее орудия»; оно до сих пор признаётся самым точным объективно-научным
определением человека). Однако испанский философ занят не проблемами
антропогенеза; он старается найти некую неизменную в чередовании исторических
эпох черту бытия человека, через которую можно постигнуть единство
человеческого рода. Как до возникновения первых очагов цивилизации, так и ныне,
в эпоху научно-технического прогресса, человек ограждён своего рода «магическим
кругом». Круг этот — техника; меняются, твердея и утончаясь, лишь его формы,
сам же он, подобно тени, неизменно следует за сложной судьбой человека — самого
удивительного из феноменов Вселенной.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ