Постсоветская индивидуация как общецивилизационная potentia :: vuzlib.su

Постсоветская индивидуация как общецивилизационная potentia :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Постсоветская индивидуация как общецивилизационная potentia

.

Постсоветская индивидуация как общецивилизационная potentia

Современное российское общество находится в состоянии
глубокой и всеохватной трансформации, усугубляемой процессами трансформации
общецивилизационной. Распад традиционных социальных тканей порождает мощные
стрессы, невротизм, отчуждение, смыслоутрату, глубоко травмирует сознание,
вплоть до дезинтеграции личности. Обычно внутренняя, духовная компенсация
интегративности трактуется и реализуется в поисках идентичности (национальной,
субкультуральной и т.д.), религиозной практике (учение о карме, увещание,
молитва, исповедь, раскаяние), психоанализе, логотерапии. Во всех этих случаях
речь идет, фактически, о «вручении вины», об очерчивании границ самосознания Я
путем разъяснения и осознания поля свободы и ответственности личности. На этой
идее основана духовная, нравственная и правовая культура современного общества.
Однако, особенно в условиях тотальной и интенсивной социальной трансформации,
не менее важным становится другой аспект, связанный не столько с очерчиванием и
фиксацией границ самосознания личности, сколько с динамикой, расширением и
углублением сознания, личностного потенциала в целом, ее метафизического опыта.
Выше уже отмечалось, что индивидуация — решающий ресурс расширения потенциала
личности и роста ее социальной адаптивности.

И тут российский духовный опыт раскрывает неожиданный и
парадоксальный потенциал. Государство, право и нравственность создают
ограничения и фильтры на покушения самозванцев на свободу других. Но реализация
этих ограничений замедляет и останавливает работу души. Неспроста в современных
свободных и демократических обществах нередко единственным способом реализовать
свою свободу личность видит в выходе из-под диктата навязываемых правил, в
асоциальной девиации, а то и в экстремизме, терроре и прочем насилии. В этом
плане постсоветский российский человек со всей своей лиминальностью оказывается
более пластичен и открыт духовному опыту свободы, а значит — и ее утверждению.
Недаром, оказываясь за рубежом соотечественники, внутренне сознавая свою
особость, аутичность, тем не менее, довольно легко осваивают правила игры и
добиваются успеха — и не только в научном и художественном творчестве.

Думается, что перед российским духовным опытом открываются
особые перспективы по мере развития мирового экономического кризиса,
трансформации нынешнего способа хозяйствования в так называемую постэкономику,
определяющей задачей которой станет производство информации и культуры.

Парадоксален итог страстных и честных духовных исканий.
Очевидно, итог этот предопределен «игрой с нравственной бесконечностью», «практической
апофатикой», нравственным максимализмом этих исканий. Эти искания, искажения,
ошибки и трагедии — суть эксперименты с предельными категориями, доведенные до
своеобразного нравственно-логического и практического конца. Они носят
общечеловеческий характер, выстраданы мировой общественной мыслью,
общечеловеческой надеждой на лучшую, справедливую и разумную жизнь.

Тема смысла и свободы — символичная и ключевая для
современной России. Проблема свободы — ключ к осмыслению исторического опыта
России и главный смысл ее перспектив. Свобода — в обоих ее смыслах: как
самосознание свободного ответственного духа и как гарантия этого — социальная
ответственность и демократия. Трудности обретения второй — социальной — свободы
обусловлены проблематичностью первой. Смыслом новой России является перспектива
не только и не столько освобождение «обстоятельств», внешняя свобода, сколько
освобождение собственно человека, осознание изначальной свободы и
ответственности духа. А также — заполнение пространства между свободой
трансцендентальной и социальной — осмысление себя, конкретная работа ума и души
по плетению реальной ткани бытия.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ