Хапос, grooming и смысловое оплотнение :: vuzlib.su

Хапос, grooming и смысловое оплотнение :: vuzlib.su

9
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Хапос, grooming и смысловое оплотнение

.

Хапос, grooming и смысловое оплотнение

Любопытна, в этой связи, уже упоминавшаяся трактовка
происхождения культуры, предложенная недавно М.Н. Эпштейном. Традиционные концепции исходят из противопоставления культуры и
«натуры» — Эпштейн же ищет условия культуры в самой природе и связывает их с
инстинктом grooming’ а — самоочищения, занимающего заметное место в жизни не
только животных, но и других биологических видов. Этот инстинкт, по мнению.
Эпштейна, направлен на «отделение организма от среды и бесконечное повышение
его упорядоченности (чистоты) по сравнению со средой. Чиститься можно
бесконечно, даже при отсутствии грязи, — это процесс самодовлеющий, чувственно
самоценный… таков врожденный нарциссизм живого существа… и только в этом
самоочищении животное поворачивается себе навстречу, огладывает и ощупывает
себя со стороны. Пожирая и совокупляясь, тварь всегда устремлена к чему-то
внешнему, как бы «выскакивает» из собственной шкуры; акт самосозерцания,
самосознания не может вместиться в эту безостановочную и безоглядную
поглощенность чем-то или кем-то другим — добычей или партнером. И только
самоочищение не выводит животное из себя, а возвращает к себе — это как бы
эстетические, медитативные минуты в жизни животного, когда оно свободно от
угроз извне и от собственных вожделений и, обретая самодостаточность, ласкает,
вылизывает самое себя. Не отсюда ли человеческое самосознание, столь близкое —
на духовном уровне — потребности ощупать себя, очистить от всего внешнего,
наносного, исторгнуть, словно из налипшей шелухи, ядро своего истинного ‘ я’ ». Груминг, по сути дела, есть некая пра-рефлексия,
самооплотнение телесности.

В этой связи культуру можно понимать как продолжение
grooming’ а, как систему фильтров, очищающих среду обитания человека, строящих
вокруг него новую, искусственную среду: гигиенически-цивилизационных — как
чистоты тела ради здоровья тела биологической особи, экономических — отделяющих
свое от чужого на основе собственности, эстетических — чистоты ради самой
чистоты, этических — уже очищения не тела, а очищения от самого тела ради
чистоты души, интеллектуально-логических — очищающих не только от телесности,
но и от душевности, от собственной единичности вообще, выявляющих в человеке
всеобщее. В последнем случае от Я отделяется мыслящее, сверхсознающее
«сверх-Я». Наконец, можно говорить о чистоте в сверхприродном и сверхкультурном
смысле, когда источник грязи обнаруживается не вовне, а в самом себе, в глубине
духовной самости, как изначальная греховность, подверженность страстям и
искушениям.

Стремление к чистоте и самоочищению, система запретов, табу,
действительно, лежит в основе всех религиозных культов и становящихся из них
культур. Животное, вычищая грязь из своей шкуры, как бы вылепляет себя из
сплошного и вязкого земного месива, продолжает процесс своего рождения на свет
— уже собственными усилиями. Так и человек с помощью культуры очищает себя,
высвобождаясь от внешней среды, липнущей к нему и затягивающей в себя, и в этом
высвобождении находит в себе принадлежность чему-то высшему. В еде и
совокуплении человек существенно неполон, зависим от внешнего мира, животен. И
он приобретает свою человеческую самость, личностность с помощью культурного
grooming’ а.

Эта изящная и довольно убедительная догадка М.Н.Эпштейна
позволяет по-новому взглянуть на хорошо известные идеи диалогической
персонологии М.Бубера, М.М.Бахтина, согласно которым человек обретает сознание
в результате оплотнения его смыслового тела. Душа, согласно Бахтину, нисходит
на меня как благодать на грешника, даруемая мне другими. Так же как для
формирования и рождения физического тела, его материального «оплотнения»
необходимо тело другого — лоно матери, так и для формирования человеческой
личности как духовного тела, необходимо оплотнение его другими. Ребенок
начинает ценностно-осмысленно воспринимать себя через отношение окружающих. Особую
роль при этом играют родительские ласки. Даже первичный дискурс ребенка
выражает это отношение, о самом себе и частях своего тела ребенок начинает
говорить с родительскими интонациями: «моя головка», «моя ручка» и т.д.

Именно другие даруют нам не только тело, но и душу. Как
говорил Данте, если мы когда-то и воскреснем, то не для себя, а для знавших и
любивших нас. Что, тем не менее, не лишает человека возможности самостоятельной
работы ума и души — самосознания и саморефлексии, своеобразного культурного и
духовного grooming’ а, способствующего еще более глубокой индивидуализации
личности.

Существуют и простейшие источники первичной хаптической
рефлексии — проявления тела как тела в моментах результативного исполнения
дела, к которому предназначено тело, особенно — в ситуациях предельного
напряжения, сверхусилия, на пределе телесных возможностей, как некое телесное
самоопределение. Именно в такие моменты тело может обнаружить вовне некий
собственный образ, который откладывается в памяти.

Массаж и самомассаж, способствующие не только повышению
физиологического тонуса, но и осязательной рефлексии, являются появлением
хапоса. Притупление эротической чувственности, автоматизм, утрата чувства себя,
а значит, и другого порождает нового возврата к себе, новой телесной рефлексии,
т.е. необходимость нового хапоса, что способно привести к поиску нового опыта,
изменам, к развитию садизма, мазохизма.

Переход к визуальной рефлексии, прыжок к имиджу уже
предполагает некое дистанцирование от телесности, более глубокую рефлексию,
недоступную животным, которые неспособны распознать себя в собственном
отражении в воде или зеркале. В этом плане Н.М.Бахтин совершенно прав:
зрительные и слуховые анализаторы являются «высшими» органами чувств — в том
плане, что зрительная и слуховая идентификация предполагает уже развитую
рефлексию и ту или иную степень самосознания.

Это, однако, лишь подчеркивает главное — что основой и
предпосылкой, возможно источником самосознания является телесная рефлексия,
хапос.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ