4.3.1. Вариант «хирама» :: vuzlib.su

4.3.1. Вариант «хирама» :: vuzlib.su

56
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.3.1. Вариант «хирама»

.

4.3.1. Вариант «хирама»

. Рассмотрим некоторые конкретные варианты структур, начиная с авторской разработки – «хирамы» (hirama, аббревиатура
от английских слов High Intensity Research and Management Association,
Ассоциация высокоинтенсивных исследований и менеджмента), созданной при
поддержке американского биополитика Р.Д. Мастерса.

Речь идет о широкопроблемном междисциплинарном творческом
коллективе из примерно 10-20 человек. Поскольку подобная сетевая группа
опирается на неформальную и,  стало быть, самоорганизующуюся
(«синэргетическую») структуру,  то пределы численности  участников
задаются тем,  что «относиться неформальным образом» — испытывать
эмоции,  чувства — человек может одновременно к  ограниченному  числу  людей.
Если организация включает больше людей,  чем предел «эмоционального
охвата»  человека,  то  она имеет тенденцию раскалываться надвое
(социотомия)[36]. В литературе имеются
несколько различающиеся оценки  типичной  максимальной  величины неформальной
группы.  Так, многие социологи называют, в качестве средней величины,
приблизительно 11 человек; первобытная группа охотников-собирателей могла быть
несколько  крупнее (ибо здесь на неформальное структурирование накладывалась
необходимость коллективного выживания, что требовало достаточной,  например,
для охоты на мамонта, численности) и составлять до 25 человек;  современная
бригадная организация имеет ядро 10—15 человек.

Таким образом, обсуждаемая здесь сетевая структура, будучи
ограниченной по количеству участников, соответствует тому, что в социологии
обозначается как малая группа. Известно, что малые группы характеризуются
персонализацией и индивидуа­лизацией межчеловеческих отношений. Если нет
препятствий (например, излишняя формализация групповой структуры, введение в
нее психологически несовместимых индивидов), то такая группа имеет тенденцию
становиться чем-то большим, чем ассоциация или организация, созданная ради
решения той или иной задачи. Группа  стремится к тому, чтобы соответствовать
социологическому понятию «первичной группы» (Gemeinschaft в
классификации немецкого социолога Ф. Тённиса). Люди в первичной группе не только совместно работают, но и живут, идентифицируют себя с этой групппой, их
общение становится многоплановым.

Сетевую малую группу объединяет предельно широко
сформулированная  творческая задача или проблема.  Эта проблема может
одновременно включать научный, религиозный и политический аспекты. Примеры
подобно  постановки проблем — «Роль иудаизма в современной России»,
«Познание живой природы» или – что более тесно связано с биополитикой
– «Экологическая этика». Проблема (задача) дробится на несколько подпроблем
(подзадач).

Так, проблема «Экологическая этика» может быть подразделена (это решается в ходе дискуссии под руководством организационного лидера, см.
ниже), следующим образом:

философские аспекты (например, анализ и ситуационное
приложение взглядов А. Швейцера, П. Тейяра де Шардена, К.М. Майер-Абиха и
других философов, внесших свою лепту в осмысление взаимоотношений человечества
и всего живого покрова планеты);

практические аспекты (экологический мониторинг и био-оценка
технологий);

эстетико-психологические аспекты (пути создания
«экологического имэджа» предприятия);

футуристически-планирующие аспекты (разработка безотходных
технологий и производственных циклов)

В разделе 7 (7.6.) приводится другой пример дробления задач
на подпроблемы в сетевой структуре типа «хирамы»: речь идет о применении
сетевых принципов для стимулирования биологического образования путем
формирования творческих команд из школьников.

Самая необычная особенность данной сетевой структуры (см.
рисунок) — в том, что членение проблемы на подпроблемы не означает деление
коллектива участников на части. Они параллельно работают в нескольких (в идеале
во всех) подпроблемах сразу.  Подпроблемы взаимно перекрываются и решаются в
режиме комплексного познания и освоения мира, с участием рационального
мышления,  деятельности, эмпатии. За каждой из подпроблем закреплен только
соответствующий координатор-протоколист, творческий частичный лидер, коллекционирующий идеи всех участников хирамы по соответствующему направлению. Он
обычно уделяет до 50% времени вкладу в работу других, не координируемых им
подразделений (и в этой функции выступает как рядовой член группы).

Известно, что продуктивность и творческая энергия индивида
постоянно  меняются  в  зависимости от множества соматических (в том числе
биоритмологических) и  социально-психологических  факторов.  Находясь ближе к
минимальному уровню своей творческой энергии,  индивид оказывается в состоянии
эффективно заняться лишь одной-единственной  творческой задачей (иногда он не
способен даже и на это!);  по мере повышения психоэнергетического  потенциала,
становится  вполне  реальным распределение  «временного  бюджета»
индивида между несколькими творческими работами;  еще большее  приближение  к
максимуму  творческой энергии обусловливает  возможность  даже  одновременной
(а не только последовательной) реализации нескольких заданий.  Рассматриваемая
сетевая структура  позволяет совмещать несколько видов детельности,  но не
принуждает человека к этому.  Она дает каждому участнику  возможность
постоянно  менять стиль работы — от узкоспециального до всеохватывающего, в
зависимости как от состояния индивида и его подготовки, так и от  рода
избранных им заданий.

Ещё одна отличительная особенность хирамы  —  наличие
психологического (внутреннего) лидера.  Он оценивает вклад всех участников в общую идейную «копилку» (для этого ему в помощь могут  быть
даны  1-2 эксперта). Психологический  лидер,  однако,  не столько контролер,
сколько помощник. Именно к нему  идут за советом,  духовной поддержкой, сеансом
психотерапии. Если необходимо, психологический лидер организует оказание и
материальной помощи (поддержки, пособия, поощрения).

Структура включает также особого лидера по внешним связям
(внешнего лидера). Он координирует:

проводимую всеми членами сетевой группы деятельность «в
миру», миссионерство, пропаганду тех или иных идей, контакты с другими
хирамами и организациями;

организацию досуга и культурных мероприятий, поддержка
неформальных лояльных,  дружеских отношений. В этом аспекте роль лидера по
внешним связям несколько перекрывается с функциями психологического лидера.
Структура хирамы графически отображена на рисунке.

Сетевая структура хирамы. Эта схема представляет «моментальный снимок» с реальности. Структура динамична, и входящие в ее состав
творческие группы находятся в непрерывном процессе формирования и распада.
Обозначения: Т — творческие лидеры, Ч — просто члены группы, Г — гость хирамы,
временно вступивший во взаимодействие с ней по одной из проблем. Овалы
представляют собой временные творческие группы. Все эти группы относятся к
показанной на рисунке «плоскости выполнения творческих задач». Психологический
лидер (П) и лидер по внешним связям (В) находятся вне этой плоскости, ибо у них
преобладают иные функции. Типы взаимоотношений: —-> частичное лидерство;
<------> горизонтальные сетевые связи. 

Как психологический лидер, так и лидер по внешним связям
стремятся персонализировать и гармонизировать отношения между членами сетевой
структуры. Эти роли фактически вовлекают всех  членов группы, соответствующие
«лидеры» лишь координируют соответвующие формы деятельности и следят за их
результатами.

Ценностно-концептуальный базис хирамы может быть
персонифицирован образом духовного лидера («гуру»)..  В этом случае можно
сказать, что участники стремятся достичь целей, сформулированных в учении
духовного лидера (царь Хирам был, возможно, первым таким гуру). Члены хирамы
обычно предпочитают легендарного «гуру» (наподобие Вильгельма Телля в
Швейцарии), давно умершего человека, чьи идеи отражены в его произведениях или,
наконец, человека, географически достаточно удаленного от места расположения
сетевой структуры.

Несмотря на все модификации и структурные новшества, хирамы
и подобные им сетевые структуры  (см. рисунок) сохраняют общее структурное
сходство с первобытной группой охотников-собирателей. Целый ряд важных
социальных функций в группе охотников-собирателей воспроизводится в этой
структуре. Например, «вождь», описанный Марьянски и Тэрнером (Maryansky,
Turner, 1992), соответствует  по своим функциям лидеру по внешним связям, шаман
напоминал психологического лидера, а те влиятельные члены группы, которые
наиболее искусно выполняли определенную работу, находят своих аналогов в
творческих лидерах.

Следует, однако, подчеркнуть, что рассмотренный тип сетевых
структур занимает своего рода «срединное положение» между бюрократией
и первобытной ордой. Так, децентрализация иерархии не означает ее полного
отсутствия, а лишь расщепленный характер лидерства;  широкая специализация не
означает  отсутствия специалистов,  а означает лишь перекрывание границ
специальностей;  наконец,  неформальная структура не отрицает все-таки
существующую формальную (выражающуюся, например, в регламентации функций
многочисленных  частичных  лидеров).  Сетевые структуры не ведут нас «назад
в пещеры»,  а лишь «разбавляют» некоторыми биополитически и
антропологически обоснованными идеями  бюрократичность современных
централизованных организаций.

Гибкость и пластичность сетевой структуры находит свое
отражение и в том,  что она может иметь не одно, а много организационных
«ликов». Одна и та же сетевая структура может одновременно или
последовательно представлять  собой  научно-исследовательский коллектив;
благотворительный фонд; коммерческую фирму; просветительскую инициативную
группу; художественную  артель;  политическую «группу давления» и
т.д.  в зависимости от того,  какой аспект широкой  междисциплинарной  задачи
выходит на  первый план.  В то же время,  в соответствии со сказанным выше,
сетевая структура рассматриваемого типа не может быть редуцирована до
какого-либо  из  организационных  «ликов» — это прежде всего
персонализированная группа с большим удельным весом неформальных связей.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяБухобслуживание
Следующая статьяО. КОНТ :: vuzlib.su

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ