ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
4.3.1. Вариант «хирама»
.
4.3.1. Вариант «хирама»
. Рассмотрим некоторые конкретные варианты структур, начиная с авторской разработки – «хирамы» (hirama, аббревиатура
от английских слов High Intensity Research and Management Association,
Ассоциация высокоинтенсивных исследований и менеджмента), созданной при
поддержке американского биополитика Р.Д. Мастерса.
Речь идет о широкопроблемном междисциплинарном творческом
коллективе из примерно 10-20 человек. Поскольку подобная сетевая группа
опирается на неформальную и, стало быть, самоорганизующуюся
(«синэргетическую») структуру, то пределы численности участников
задаются тем, что «относиться неформальным образом» — испытывать
эмоции, чувства — человек может одновременно к ограниченному числу людей.
Если организация включает больше людей, чем предел «эмоционального
охвата» человека, то она имеет тенденцию раскалываться надвое
(социотомия)[36]. В литературе имеются
несколько различающиеся оценки типичной максимальной величины неформальной
группы. Так, многие социологи называют, в качестве средней величины,
приблизительно 11 человек; первобытная группа охотников-собирателей могла быть
несколько крупнее (ибо здесь на неформальное структурирование накладывалась
необходимость коллективного выживания, что требовало достаточной, например,
для охоты на мамонта, численности) и составлять до 25 человек; современная
бригадная организация имеет ядро 10—15 человек.
Таким образом, обсуждаемая здесь сетевая структура, будучи
ограниченной по количеству участников, соответствует тому, что в социологии
обозначается как малая группа. Известно, что малые группы характеризуются
персонализацией и индивидуализацией межчеловеческих отношений. Если нет
препятствий (например, излишняя формализация групповой структуры, введение в
нее психологически несовместимых индивидов), то такая группа имеет тенденцию
становиться чем-то большим, чем ассоциация или организация, созданная ради
решения той или иной задачи. Группа стремится к тому, чтобы соответствовать
социологическому понятию «первичной группы» (Gemeinschaft в
классификации немецкого социолога Ф. Тённиса). Люди в первичной группе не только совместно работают, но и живут, идентифицируют себя с этой групппой, их
общение становится многоплановым.
Сетевую малую группу объединяет предельно широко
сформулированная творческая задача или проблема. Эта проблема может
одновременно включать научный, религиозный и политический аспекты. Примеры
подобно постановки проблем — «Роль иудаизма в современной России»,
«Познание живой природы» или – что более тесно связано с биополитикой
– «Экологическая этика». Проблема (задача) дробится на несколько подпроблем
(подзадач).
Так, проблема «Экологическая этика» может быть подразделена (это решается в ходе дискуссии под руководством организационного лидера, см.
ниже), следующим образом:
философские аспекты (например, анализ и ситуационное
приложение взглядов А. Швейцера, П. Тейяра де Шардена, К.М. Майер-Абиха и
других философов, внесших свою лепту в осмысление взаимоотношений человечества
и всего живого покрова планеты);
практические аспекты (экологический мониторинг и био-оценка
технологий);
эстетико-психологические аспекты (пути создания
«экологического имэджа» предприятия);
футуристически-планирующие аспекты (разработка безотходных
технологий и производственных циклов)
В разделе 7 (7.6.) приводится другой пример дробления задач
на подпроблемы в сетевой структуре типа «хирамы»: речь идет о применении
сетевых принципов для стимулирования биологического образования путем
формирования творческих команд из школьников.
Самая необычная особенность данной сетевой структуры (см.
рисунок) — в том, что членение проблемы на подпроблемы не означает деление
коллектива участников на части. Они параллельно работают в нескольких (в идеале
во всех) подпроблемах сразу. Подпроблемы взаимно перекрываются и решаются в
режиме комплексного познания и освоения мира, с участием рационального
мышления, деятельности, эмпатии. За каждой из подпроблем закреплен только
соответствующий координатор-протоколист, творческий частичный лидер, коллекционирующий идеи всех участников хирамы по соответствующему направлению. Он
обычно уделяет до 50% времени вкладу в работу других, не координируемых им
подразделений (и в этой функции выступает как рядовой член группы).
Известно, что продуктивность и творческая энергия индивида
постоянно меняются в зависимости от множества соматических (в том числе
биоритмологических) и социально-психологических факторов. Находясь ближе к
минимальному уровню своей творческой энергии, индивид оказывается в состоянии
эффективно заняться лишь одной-единственной творческой задачей (иногда он не
способен даже и на это!); по мере повышения психоэнергетического потенциала,
становится вполне реальным распределение «временного бюджета»
индивида между несколькими творческими работами; еще большее приближение к
максимуму творческой энергии обусловливает возможность даже одновременной
(а не только последовательной) реализации нескольких заданий. Рассматриваемая
сетевая структура позволяет совмещать несколько видов детельности, но не
принуждает человека к этому. Она дает каждому участнику возможность
постоянно менять стиль работы — от узкоспециального до всеохватывающего, в
зависимости как от состояния индивида и его подготовки, так и от рода
избранных им заданий.
Ещё одна отличительная особенность хирамы — наличие
психологического (внутреннего) лидера. Он оценивает вклад всех участников в общую идейную «копилку» (для этого ему в помощь могут быть
даны 1-2 эксперта). Психологический лидер, однако, не столько контролер,
сколько помощник. Именно к нему идут за советом, духовной поддержкой, сеансом
психотерапии. Если необходимо, психологический лидер организует оказание и
материальной помощи (поддержки, пособия, поощрения).
Структура включает также особого лидера по внешним связям
(внешнего лидера). Он координирует:
проводимую всеми членами сетевой группы деятельность «в
миру», миссионерство, пропаганду тех или иных идей, контакты с другими
хирамами и организациями;
организацию досуга и культурных мероприятий, поддержка
неформальных лояльных, дружеских отношений. В этом аспекте роль лидера по
внешним связям несколько перекрывается с функциями психологического лидера.
Структура хирамы графически отображена на рисунке.
Сетевая структура хирамы. Эта схема представляет «моментальный снимок» с реальности. Структура динамична, и входящие в ее состав
творческие группы находятся в непрерывном процессе формирования и распада.
Обозначения: Т — творческие лидеры, Ч — просто члены группы, Г — гость хирамы,
временно вступивший во взаимодействие с ней по одной из проблем. Овалы
представляют собой временные творческие группы. Все эти группы относятся к
показанной на рисунке «плоскости выполнения творческих задач». Психологический
лидер (П) и лидер по внешним связям (В) находятся вне этой плоскости, ибо у них
преобладают иные функции. Типы взаимоотношений: —-> частичное лидерство;
<------> горизонтальные сетевые связи.
Как психологический лидер, так и лидер по внешним связям
стремятся персонализировать и гармонизировать отношения между членами сетевой
структуры. Эти роли фактически вовлекают всех членов группы, соответствующие
«лидеры» лишь координируют соответвующие формы деятельности и следят за их
результатами.
Ценностно-концептуальный базис хирамы может быть
персонифицирован образом духовного лидера («гуру»).. В этом случае можно
сказать, что участники стремятся достичь целей, сформулированных в учении
духовного лидера (царь Хирам был, возможно, первым таким гуру). Члены хирамы
обычно предпочитают легендарного «гуру» (наподобие Вильгельма Телля в
Швейцарии), давно умершего человека, чьи идеи отражены в его произведениях или,
наконец, человека, географически достаточно удаленного от места расположения
сетевой структуры.
Несмотря на все модификации и структурные новшества, хирамы
и подобные им сетевые структуры (см. рисунок) сохраняют общее структурное
сходство с первобытной группой охотников-собирателей. Целый ряд важных
социальных функций в группе охотников-собирателей воспроизводится в этой
структуре. Например, «вождь», описанный Марьянски и Тэрнером (Maryansky,
Turner, 1992), соответствует по своим функциям лидеру по внешним связям, шаман
напоминал психологического лидера, а те влиятельные члены группы, которые
наиболее искусно выполняли определенную работу, находят своих аналогов в
творческих лидерах.
Следует, однако, подчеркнуть, что рассмотренный тип сетевых
структур занимает своего рода «срединное положение» между бюрократией
и первобытной ордой. Так, децентрализация иерархии не означает ее полного
отсутствия, а лишь расщепленный характер лидерства; широкая специализация не
означает отсутствия специалистов, а означает лишь перекрывание границ
специальностей; наконец, неформальная структура не отрицает все-таки
существующую формальную (выражающуюся, например, в регламентации функций
многочисленных частичных лидеров). Сетевые структуры не ведут нас «назад
в пещеры», а лишь «разбавляют» некоторыми биополитически и
антропологически обоснованными идеями бюрократичность современных
централизованных организаций.
Гибкость и пластичность сетевой структуры находит свое
отражение и в том, что она может иметь не одно, а много организационных
«ликов». Одна и та же сетевая структура может одновременно или
последовательно представлять собой научно-исследовательский коллектив;
благотворительный фонд; коммерческую фирму; просветительскую инициативную
группу; художественную артель; политическую «группу давления» и
т.д. в зависимости от того, какой аспект широкой междисциплинарной задачи
выходит на первый план. В то же время, в соответствии со сказанным выше,
сетевая структура рассматриваемого типа не может быть редуцирована до
какого-либо из организационных «ликов» — это прежде всего
персонализированная группа с большим удельным весом неформальных связей.
.