5.14.2. Агонистические и гедонистические иерархии. :: vuzlib.su

5.14.2. Агонистические и гедонистические иерархии. :: vuzlib.su

62
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


5.14.2. Агонистические и гедонистические иерархии.

.

5.14.2. Агонистические и гедонистические иерархии.

 Сложность иерархии  как  биосоциального явления — и в
различных механизмах ее формирования. Как у животных, так и в человеческом
социуме различают (Masters, 1989):

агонистические иерархии. Как показывает само название, социальные ранги в таких иерархиях  определяются в ходе
агонистического поведения (см.) индивидов — драк,  состязаний и других видов
конфликтов; вершину агонистической иерархии  занимают особо сильные,
агрессивные особи, индивиды с наиболее впечатляющими физическими данными
(наибольший размер, вес) или иными характеристиками, свидетельствующими о
возрасте, физической мощи, способности выдержать конкурентную борьбу и др. В
некоторых случаях социальный ранг особи зависит от единственного признака,
например, от величины черного пятна на подбородке у чижа или от размера гребня
у петуха. Подобные внешние данные  выступают как сигналы, позволяющие
потенциальному противнику реалистично оценить вероятный результат возможного
поединка. Таким путем снижается число реальных актов агрессии и достигается
ритуализация иерархии доминирования.

гедонистические иерархии, основанные не на победах в драках и состязаниях, а на структуре внимания (Chance, Larsen, 1976), складывающейся в биосоциальной системе. Даже самые слабые особи могут оказаться в
центре внимания товарищей по биосоциальной системе и, тем самым, на вершине
гедонистической иерархии, если они вызывают особый интерес у товарищей по
группе, обладают ценной для них информацией и др.. Этолог Итон  говорит о
«престиже» в приложении к самцу макаку Эрроухед,  который сохранял
свой высокий ранг в группе макаков, хотя у него не было клыков, одного глаза, и
он был одним из самых маленьких самцов в группе. Как и в человеческом обществе,
у обезьян доминирование и лидерство часто обеспечиваются не силой, а социальным
опытом, способностью устанавливать дружеские связи и устойчивые коалиции (Рис.
10) с другими членами группы. Так, у шимпанзе самец может занять высокий
социальный ранг именно благодаря поддержке других членов группы. Иерархия
доминирования у верветок носит в основном гедонистический, а не агонистический
характер, как следует из данных М.Т. МакГвайра с сотрудниками (Raleigh,
McGuire, 1994). Доминант отличается пониженной агрессивностью в отношениях с
другими членами биосоциальной системы (группы), но он успешнее других формирует
дружеские связи (альянсы) с товарищами по группе, чаще решает конфликты мирным
путем, а агрессию активно проявляет только в ситуации обороны всей группы от
внешнего врага. Исследования Р. Мастерса по президентским выборам в США
свидетельствуют о том, что успеха добивается кандидат, чья мимика и жесты
отражают отсутствие агрессивности, желание поддержать и ободрить людей, т.е.
механизм доминирования в данной ситуации также в основном гедонистический.

Эти механизмы доминирования могут соответствовать разным,
параллельно существующим, иерархиям, о которых уже шла речь выше. Соотношение
агонистического и гедонистического доминирования у маленьких детей подвержено интересной возрастной динамике. Получены данные, что между детьми в
возрасте 1,5 – 3 лет наблюдаются в основном агонистические взаимодействия.
Дошкольники раннего возраста склонны формировать достаточно жесткие линейные
иерархии по физической силе и агрессивности, которые можно выявить, заставляя
детей раскладывать фото товарищей по садику по принципу «кто сильнее?», а также
протоколируя случаи вербальных/физических угроз, ссор, игнорирования одним
ребенком другого (Barner-Barry, 1981[52]). К 3
годам доля агонистического доминирования в группах детей снижается за счет
усиления афилиации, приводящей к гедонистическим иерархиям на основе структуры
внимания: подчиненные индивиды в группе детей уделяют значительно больше
внимания доминантам, чем последние – подчиненным детям. У 4—5 летних детей
устанавливаются в основном гедонистические иерархии.

Два механизма социального доминирования представляются
разными гранями одного целого в рамках предложенного М.Е. Гольцманом[53] принципа взаимной
стимуляции/блокировки  поведения. Представим себе двух животных одного вида, одно из которых осуществляет какую-либо деятельность. Другое, наблюдающее,
животное получает стимул к воспроизведению этой деятельности — к имитации
(которая рассмотрена нами выше как механизм локальной координации поведения).
Стимуляция поведения носит взаимный конкурентный характер. Например, две
обезьяны (или два мальчика в детском саду) стремятся перекричать друг друга[54]. Рано или поздно обнаруживается,
что один из соревнующихся индивидов более не способен выдерживать конкуренции
более сильного (выносливого, агрессивного и др.) партнера. Победитель в
соревновании теперь блокирует соответствующую активность у других особей. Если
подобное ингибирование активности происходит в масштабах всей биосоциальной
системы, то особь становится доминантом — но только в рамках данной
деятельности. Поэтому и возможно несовпадение доминирующих особей в различных
сферах деятельности.

Исключение представляет конкуренция, основанная на
агонистическом поведении. Например, животные соревнуются в способности повалить
соперника наземь; выдержать демонстрацию угрозы со стороны партнера и др.
Понятно, что победитель в таком соревновании способен подавлять конкурентов и в
других сферах деятельности (известно, что победитель турнира у оленей получает
преимущественный доступ к самкам). Так складывается агонистическое
доминирование и соответствующая иерархия в социуме.

Однако путь к статусу доминанта в биосоциальной системе
может лежать и через победу в конкуренции в неагонистических видах поведения,
если они играют ключевую роль в данном социуме — обеспечивают жизненно важные
ресурсы (конкуренция за успехи в охоте или собирании плодов), вызывает особое
внимание к победителю. Обезьяны пытаются обратить на себя внимание, производя
максимальный шум (напрмер, ударяя по пустым канистрам, Дерягина, Бутовская,
1992), вырывая с корнем деревья и др. Подростки в человеческом обществе добиваются
социального статуса не только через победы в драках (подростковая агрессия).
Они также пытаются всячески «эпатировать публику», создав тем самым
структуру внимания, в которой им была бы обеспечена центральная роль. Так может
сложиться гедонистическая иерархия. Конечно, она будет достаточно изменчивой и
болеее того, имеет тенденцию к расщеплению (см. раздел 3 о расщепленном
лидерстве в первобытном социуме).

 Иерархии существует в весьма широком эволюционном диапазоне
— их  находят даже  у микроорганизмов[55] Иерархии
регулируют доступ «менее ценной» части биосоциальной системы
(низкоранговых особей) к ограниченным источникам ресурсов. Другая социальная
функция иерархии — понижение уровня внутригрупповой агрессии за счет выработки
правил мирного взаимодействия особей разных рангов: доминантов, субдоминантов,
подчиненных.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ