Глава девятая. О НАШЕМ ПОЗНАНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ :: vuzlib.su

Глава девятая. О НАШЕМ ПОЗНАНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ :: vuzlib.su

47
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава девятая. О НАШЕМ ПОЗНАНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ

.

Глава девятая. О НАШЕМ ПОЗНАНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ

1. Общие достоверные положения не касаются существования. До
сих пор мы рассматривали только сущности вещей. Будучи лишь отвлеченными
идеями, а потому отдаленными в наших мыслях от существующих единичных вещей
(сущность абстрагирования в том и состоит, чтобы рассматривать идею лишь так,
как она существует в разуме), сущности вещей вовсе не дают нам познания
реального существования. Здесь мимоходом можно заметить, что не касаются
существования те всеобщие положения, об истинности или ложности которых мы
можем иметь достоверное знание, и далее, что все частные положения,
утверждающие или отрицающие, которые при обобщении теряют свою достоверность,
касаются лишь существования; они указывают лишь на случайное соединение или
разъединение в существующих вещах таких идей, которые в их отвлеченной природе
не имеют никакого известного нам необходимого соединения или несовместимости.

2. Троякое познание существования. Я оставляю для более
подробного рассмотрения в другом месте вопрос о природе положений и о различных
способах утверждения. Теперь же перейдем к исследованию нашего познания
существования вещей и того, как мы к этому познанию приходим. Я утверждаю, что
познание своего собственного существования мы получаем через интуицию, познание
бытия божия — путем доказательства, а познание других вещей — через ощущение.

3. Наше познание нашего собственного существования
интуитивно. Что касается нашего собственного существования, то мы воспринимаем
его столь ясно и столь достоверно, что оно не нуждается ни в каком
доказательстве и недоказуемо, ибо для нас нет ничего очевиднее нашего
собственного существования. Я мыслю, я рассуждаю, я чувствую удовольствие и
страдание. Разве может все это быть для меня очевиднее, чем мое собственное
существование? Если я сомневаюсь во всех других вещах, то само это сомнение
заставляет меня воспринимать мое собственное существование и не позволит мне
усомниться в нем. Если я знаю, что я чувствую страдание, то ясно, что
восприятие моего собственного существования столь же достоверно для меня, как и
восприятие существования испытываемого мной страдания. Если же я знаю, что я
сомневаюсь, то мое восприятие сомнительного существования вещи столь же
достоверно, как и восприятие той мысли, которую я называю сомнением. Итак, опыт
убеждает нас в том, что у нас есть интуитивное познание своего собственного
существования и внутреннее безошибочное восприятие, что мы существуем. При
каждом акте ощущения, рассуждения или мышления мы сознаем свое бытие, и в этом
смысле у нас нет недостатка в наивысшей степени достоверности.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ