РЕАЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ: ЧЕМУ ОНО УЧИТ? :: vuzlib.su

РЕАЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ: ЧЕМУ ОНО УЧИТ? :: vuzlib.su

15
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


РЕАЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ: ЧЕМУ ОНО УЧИТ?

.

РЕАЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ: ЧЕМУ ОНО УЧИТ?

Несмотря на то что страх возможного наказания не всегда
удерживает индивида от агрессивного поведения, логично предположить, что
большую пользу принесет реальное осуществление карательных мер. В конце концов,
наказание служит для убеждения агрессоров в том, что общество «понимает, в чем
дело» и не собирается терпеть вспышки агрессии. Более того, если используются
довольно суровые меры, наказание может приостановить — на время или даже
навсегда — деятельность агрессоров, предотвращая тем самым возможные акты
насилия (Buss, 1971). Данные, свидетельствующие о том, что применение наказания
может действительно сыграть роль «сдерживающего элемента», препятствующего
появлению агрессии, были получены в нескольких исследованиях.

По вполне понятным этическим причинам совершенно невозможно
напрямую определить., какое воздействие оказывает суровое физическое наказание.
Поэтому многие психологи настойчиво рекомендуют использовать альтернативные
методы контроля агрессии и других форм антиобщественного поведения (LaVigna
& Donnellan, 1986). Тем не менее в одном исследовании, проведенном в
клинике, фактически напрямую изучалось воздействие физического наказания на предотвращение
агрессии (Ludwig, Marx, Hill & Browning, 1969). В этом исследовании были
предприняты попытки изменить поведение женщины, больной шизофренией, которая
часто и совершенно неожиданно нападала на пациентов и персонал психиатрической
больницы. Проявляя незаурядную изобретательность для достижения своих
агрессивных целей, она использовала следующую стратегию: угрожала человеку, а
затем, казалось, забывала об угрозах. Как только намеченная ею жертва
расслаблялась и прекращала думать о необходимости самообороны, женщина внезапно
совершала нападение, причиняя значительный вред ничего не подозревающим людям.

Чтобы изменить эту опасную модель поведения, Людвиг с
коллегами прописали этой пациентке систематическое «лечение» разрядами
электрического тока высокой мощности. Первоначально она получала удары током
только после нападений с применением физической силы. Затем она стала получать
их, когда просто угрожала другим. В конце концов, ей стали наносить удары,
когда она начинала жаловаться или обвинять других. Результаты подобного лечения
были налицо: вскоре больная перестала прибегать к агрессивным действиям и даже
со временем установила смахивающие на дружеские отношения с окружающими. Сама
женщина также ощущала, что с нею произошли значительные изменения. Об этом
свидетельствует ее признание: «Вы стараетесь сделать из меня человеческое
существо». Выходит, что в данном случае причиняющее боль физическое наказание
оказалось вполне успешным при смягчении опасных форм агрессии.

За исключением этого и нескольких других исследований,
проведенных также в клинических условиях, большинство исследователей, изучающих
влияние наказания на агрессию, не прибегали к столь крайним мерам — в качестве
наказания они использовали в основном социальное неодобрение или отсутствие
поощрений (Brown & Tyler, 1968; Deur & Раrkе,1970). Или же, как
отмечалось нами в главе 3, исследователи, сосредоточившие свое внимание на
изучении зависимости агрессии от наказания, в качестве метода исследования
выбирали наблюдение, чтобы выяснить, каким образом наказания детей родителями
связаны с проявлениями агрессии этими детьми в будущем (Eron & Huesmann,
1984). Как отмечалось нами ранее, такие исследования показывают, что не слишком
суровые наказания, применяемые родителями, оказываются наиболее эффективными
для снижения вероятности демонстрации агрессивного поведения детьми в
дальнейшем (Lefkowitz, Eron, Walder & Huesmann, 1977). Дети, чьи родители в
качестве карательных мер выбирали суровые или даже очень суровые наказания, в
будущем склонны вести себя более агрессивно, нежели дети, которых наказывали не
слишком строго.

Несмотря на подтверждение существующими данными того, что
наказание зачастую действительно является эффективным средством предотвращения
различных форм агрессии, у нас имеются все основания, чтобы задать вопрос: а
всегда ли подобная мера срабатывает? Во-первых, реципиенты часто считают
наказание несправедливым, особенно если видят, что другие, совершая подобные
поступки, его избегают. Например, представьте себе чувство ярости и негодования
школьников, которых наказывают за проступки, сходящие их одноклассникам с рук,
или водителей, которых штрафуют за остановку в неположенном месте, хотя они не
раз видели, как другие делают это безнаказанно. Неудивительно, что они впадают
в ярость, когда их наказывают за подобное поведение.

Во-вторых, лица, чьими руками осуществляется наказание,
иногда своими действиями подают пример агрессии. В таких случаях наказание,
безусловно, способствует агрессии в будущем (Eron, 1982). Представьте себе, что
какой-то родитель наказывает ремнем своего ребенка за драку с одноклассником,
сердито приговаривая: «Я тебе покажу, как драться!» Что может усвоить ребенок в
таком случае? Исключительно то, что драться можно, но следует выбирать жертву
поменьше ростом! В-третьих, новые данные свидетельствуют о том, что, хотя
наказание за антиобщественные действия в состоянии удерживать индивидов от
совершения такого рода поступков, оно может вынудить индивида выбирать в
качестве модели другие, вполне определенные формы антиобщественного поведения.
Например, в одном из исследований по этой проблеме Белл, Петерсон и Хауталуома
(Bell, Peterson & Hautaluoma, 1989) наказывали испытуемых изъятием купонов
за демонстрацию эгоистичного поведения во время игры, основанной на следующих принципах:
1) кража купонов у других игроков; 2) чрезмерные траты (то есть участник игры
тратил значительно больше, чем позволяли наличные ресурсы). Результаты
показали: наказание игрока за демонстрацию одного типа поведения повышает
вероятность выбора другой модели поведения.

Наконец, недавние исследования наводят на мысль, что
наказание даст долговременный эффект только в том случае, если оно
осуществляется при определенных условиях, а именно: 1) агрессивное действие и
наказание должен разделять небольшой промежуток времени; 2) наказание должно
быть достаточно строгим и неприятным; 3) реципиент должен четко осознавать, что
определенная форма его поведения влечет за собой наказание (Bower &
Hilgard, 1981). Только когда наказание осуществляется с учетом всех этих
принципов, оно способствует существенным изменениям в поведении.

В целом у наказания как у метода предотвращения открытой
агрессии тоже есть свои недостатки. Оно может расцениваться наказуемыми как
точно такая же агрессия; оно может сдерживать одни модели антиобщественного
поведения, но в то же время способствовать актуализации других; оно может
служить для наказуемых примером агрессивного поведения; его эффективность
зависит от выполнения определенных условий. В свете всего вышеперечисленного
нас вряд ли удивит тот факт, что лица, «получившие по заслугам», редко
изменяются или «перестраиваются» в результате приобретенного опыта.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ