Р.Л. Кричевский, ММ. Рыжак. ЛИДЕРСТВО КАК СТРУКТУРНЫЙ ФЕНОМЕН :: vuzlib.su

Р.Л. Кричевский, ММ. Рыжак. ЛИДЕРСТВО КАК СТРУКТУРНЫЙ ФЕНОМЕН :: vuzlib.su

9
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Р.Л. Кричевский, ММ. Рыжак. ЛИДЕРСТВО КАК СТРУКТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

.

Р.Л. Кричевский, ММ. Рыжак. ЛИДЕРСТВО КАК СТРУКТУРНЫЙ
ФЕНОМЕН

Если ознакомиться со многими описанными в литературе
иссле-дованиями лидерства, может сложиться представление о чрезмерно
упрощенном, «плоскостном» характере этого феномена. Порой созда-ется
впечатление, что сложный феномен лидерства практически сводится лишь к некоей
общей, нерасчлененной роли лидера опре-деленной группы или коллектива, к роли,
так сказать, «лидера вооб-ще», вне учета структуры феномена, наличия разных
планов его рас-смотрения, конкретных условий группового функционирования и т.д.
Причин подобного понимания несколько. Одна из них заключается в чрезмерном
увлечении лабораторным экспериментированием, что в очень большой степени
присуще западным исследователям. Ограни-ченность лабораторной ситуации
искусственными по своему содер-жанию задачами, кратковременностью и
случайностью общения уча-стников экспериментальных групп (последние с полным
основанием можно отнести к категории диффузных, по терминологии А.В.
Пет-ровского) не позволяет во всем объеме выявить структуру того или иного группового
феномена, обнажить связи между отдельными ее компонентами.

Другая причина упрощенной трактовки лидерства состоит в том,
что даже в тех случаях, когда исследователи работают с реальны-ми группами в
естественных, нелабораторных условиях, они не-редко абстрагируются от
многообразия реализуемых индивидами групповых деятельностей и ситуаций, при
этом возникающих. По-нятно, что в отдельном эмпирическом исследовании учесть
все аспекты структуры лидерства практически невозможно, однако в общем
исследовательском подходе к проблеме такой учет должен содержаться непременно.
Последнее, к сожалению, встречается весьма редко. <...>

Следует подчеркнуть, что при всем различии отмеченных выше
причин неадекватной трактовки лидерства имеется и нечто общее, их объединяющее.
Этим общим является либо полное игнорирова-ние, либо частичная недооценка
исследователями фактора деятель-ностного опосредствования группового процесса и
возникающих в нем разнообразных групповых феноменов, в том числе и лидерства.
Но как раз фактор деятельности и является тем системообразующим началом,
которое лежит в основе целостного, структурно-функцио-нального подхода к
анализу человеческой группы. Остановимся на некоторых касающихся обсуждаемого
нами вопроса литературных данных.

Хотя эмпирическое изучение лидерства началось довольно
дав-но — первые шаги в этом направлении были сделаны А. Бине и Л. Терме-ном еще
на заре нынешнего столетия — структурный его аспект при-влек внимание
исследователей лишь в 50-е годы. Именно тогда Р. Бей-лзу и Ф. Слейтору удалось
выделить две фундаментальные лидерские роли: роль делового, инструментального
лидера (the task leader) и роль экспрессивного, социально-эмоционального лидера
(the social-emotional leader), а сам факт их наличия получил название феномена
ролевой дифференциации лидерства. Было показано, что эти роли связаны с разными
аспектами группового функционирования: роль инструментального лидера включает
действия, направленные преиму-щественно на решение поставленной перед группой
задачи, а роль эмоционального лидера предполагает действия, относящиеся в
ос-новном к сфере внутренней интеграции группы.

Однако, несмотря на то что впервые ролевая дифференциация
лидерства была обнаружена в лабораторном эксперименте и в дальней-шем также
являлась предметом лабораторного изучения, она выступила и как факт реальной
действительности, наблюдавшийся в реальных, нелабораторных группах. Последнее
обстоятельство, к сожалению, ни-коим образом не повлияло на интерпретацию
природы этого феномена: объяснительные схемы западных авторов, имевшие своей
основой един-ственно лишь данные лабораторного экспериментирования, исключа-.
ли, как мы увидим далее, даже намеки на какие бы то ни было призна-ки
экологической валидности предлагавшихся конструктов.

Более поздние исследования структуры группового лидерства,
выполненные, в частности, отечественными психологами и педагога-ми, позволили
выявить некоторые новые ее аспекты. Во-первых, речь идет об увеличении списка
лидерских ролей в связи с учетом много-образия ситуаций жизни группы. Так, Л.И.
Уманским и его сотрудни-ками описаны следующие роли: лидер-организатор,
осуществляющий функцию групповой интеграции; лидер-инициатор, задающий тон в
решении групповых проблем; лидер-генератор эмоционального на-строя (аналог роли
эмоционального лидера); лидер-эрудит (одна из ролей интеллектуального лидера);
лидер эмоционального притяже-ния (соответствует «социометрической звезде»);
лидер—мастер, уме-лец (т.е. специалист в каком-то виде деятельности).

Другой аспект структуры лидерства, отчетливо выступивший в
педагогических работах, связан с выделением ролей лидеров микро-групп,
возникающих в рамках и условиях первичного учебного кол-лектива на основе
взаимных симпатий его членов. Как показывают исследования, лидеры микрогрупп
авторитетны не только в своих психологических группах, но могут оказывать
значительное воздей-ствие на весь коллектив. Последнее возможно в том случае,
когда в коллективе выделяется лидирующая группировка, играющая важную роль в
формировании в нем определенного общественного мнения, эмоционального настроя.

Отмеченные выше структурные особенности группового
лидер-ства получили отражение и в ряде исследований спортивных психоло-гов.
Так, подчеркивается наличие в игровых спортивных коллективах (баскетбольных,
волейбольных, гандбольных, ватерпольных) ролей делового и эмоционального
лидера. Называются и другие лидерские роли: лидер игрового звена (в футболе,
хоккее), лидер досуга в сво-бодном, внеигровом общении спортсменов,
лидер-диспетчер (спорт-смен, ведущий игру партнеров, своего рода дирижер на
спортивном поле), ситуативный лидер (эпизодическая, кратковременная роль в
ситуациях спортивных игр) и т.д.

Итак, резюмируя, можно сказать, что в настоящее время
изуче-ние структуры группового лидерства отечественными и зарубежными
специалистами сводится, как правило, к рассмотрению разнообраз-ных лидерских
ролей, относящихся либо к двум доминирующим сфе-рам групповой активности
(деловой и эмоциональной), либо к более частным моментам групповой жизни.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ