Жизненный цикл организации :: vuzlib.su

Жизненный цикл организации :: vuzlib.su

2
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Жизненный цикл организации

.

Жизненный цикл организации

Согласно организационному подходу к управлению
функциони-рование организации по шкале времени может быть представлено в
терминах «жизненного цикла», означающего как процессуальность развития, так и
его стадийность.

Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся
дис-куссии, сходятся на том, что полный жизненный цикл организации обязательно
включает такие стадии, как формирование организации, ее рост или «размножение»,
стабилизация и спад. Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна
завершаться «смертью» или лик-видацией организации. Вполне возможным считается
и вариант ее «воз-рождения» или «преображения». <...>

Взгляд на организацию сквозь призму жизненного цикла
позволя-ет более точно идентифицировать ее основные целевые и стратеги-ческие
установки и ориентации. Более того, возникает возможность определить, в какой
степени они адекватны внутренней ситуации в организации (см. табл. 8).

Так, формальный подход позволяет выделить следующие основ-

Таблица 8 Соотнесение стадий жизненного цикла и типов
стратегии организации

ные особенности целевой ориентации организации на различных
ста-диях ее развития:

1) для первой стадии в условиях рыночных отношений
характер-ной является цель, которую принято называть «заявкой» на рынке с ее
ориентацией на продукт (точнее, товар или услугу) и поиск «сво-его»
потребителя;

2) для второй — закрепление на рынке с ориентацией на поиск
и производство других (помимо зарекомендовавших себя с лучшей сторо-ны) товаров
и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также
закрепление собственного неповторимого имиджа. А поскольку достижение
поставленной цели часто сопряжено с экспан-сией со стороны организации, то
нельзя исключать необходимости быть готовым к тому, что будет противодействие
со стороны конкурентов, а следовательно, важной ориентацией является готовность
к борьбе;

3) третья стадия представляется на первый взгляд той самой
за-ветной мечтой, к которой организация и стремилась с самого начала. Однако
основная цель, преследуемая на этой стадии, — закрепление на достигнутом —
потребует от организации не меньших, если не больших усилий, чем цели
предыдущих стадий. Во-первых, это связа-но с тем, что проблемы, которые
необходимо решать на этой стадии, носят преимущественно внутренний характер,
т.е. связаны с самой организацией. Если для первой стадии была характерна
определенная «пассионарность отцов-основателей», означающая известную долю
вдохновения и сверхнормативного творчества, которыми и опреде-лялся успех
предприятия, а для второй — азарт борьбы, то для тре-тьей стадии такое
требование, как следование внутренним нормам (причем без всякого творчества),
становится определяющим. Во-вто-рых, успешность организации на этой стадии
зависит от ее «аутен-тичности» существующим во внешней среде образцам. Иногда
это может приводить к отказу от предыдущей истории жизни организации, что чаще
всего реализуется в форме создания мифа;

4) четвертая стадия жизненного цикла организации выглядит
как самый трудный пункт ее существования, поскольку это — сопротив-ление
кризису и поиск путей выхода из критического состояния и нахождение
альтернатив.

На каждой стадии организация реализует специфическую
страте-гию развития. <...>

Таблица 9

Характеристика особенностей персонала в зависимости от
стадии жизненного цикла и стратегии развития организации

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ