Культурный контекст :: vuzlib.su

Культурный контекст :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Культурный контекст

.

Культурный контекст

Каждое общество ценит определенные личностные качества
выше-других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Мето-ды
социализации зависят от того, какие именно качества личности це-нятся выше, и в
разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко
ценятся такие качества, как уверен-ность в себе, умение владеть собой и
агрессивность; в Индии традици-онно сложились противоположные ценности:
созерцательность, пас-сивность и мистицизм. Поэтому американцы обычно с
уважением отно-сятся к прославленным спортсменам, астронавтам, к пятистам «людям
года», определяемым журналом «Fortune». Индийцы склонны с почте-нием относиться
к религиозным или политическим деятелям, выступа-ющим против насильственных
методов (например, к Махатме Ганди).

Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нор-мами
называются ожидания и стандарты, управляющие интеракцией людей. Некоторые нормы
представлены в законах, запрещающих воров-ство, нападение на другого человека,
нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто
нарушает их, подверга-ются наказанию. Определенные нормы считаются более
важными, чем дру-гие: нарушение закона, запрещающего убийство, опаснее для
общества, чем превышение установленной предельной скорости, составляющей 55 миль в час. Однако большинство норм вообще не отражено в законах. На наше поведение в повседневной
жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к
другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его
семьи; в автобу-се надо уступать места пожилым или инвалидам. Эти ожидания мы
предъявляем и к нашим детям.

На поведение людей влияют не только нормы. Огромное
воздей-ствие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного
общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих
ценностей, общество избегает всеобщего единооб-разия. Например, мы ценим науку,
поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почетом и уважением. Мы также высоко
ценим спорт, при-сваивая таким знаменитым бейсболистам, как Реджи Джексон,
высокий социальный статус. Противоречивые идеалы могут сосущество-вать:
американцы придают важное значение овладению знаниями во имя развития науки и
поддерживают такие организации, как Наци-ональный научный фонд; в то же время
они считают, что знания должны приносить практическую пользу, поэтому они
аплодируют, когда сенатор Уильям Проксмайер вручает орден Золотого руна
уче-ным, изучающим предметы, по его мнению, неинтересные или бес-полезные.

Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей
сущности социализация — двухсторонний, разнонаправленный про-цесс. Происходит
взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми,
кто осуществляет социализацию, и кто социализируется.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ