§ 1. Политическое проявление гуманизма :: vuzlib.su

§ 1. Политическое проявление гуманизма :: vuzlib.su

54
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Политическое проявление гуманизма

.

§ 1. Политическое проявление гуманизма

Наиболее полно и ярко служение по­литики и любой другой
обществен­ной деятельности личности, обществу и всему человечеству отра­жает
принцип гуманизма. Он предполагает отношение к челове­ку как к высшей ценности,
уважение достоинства каждой лич­ности, ее права на жизнь, свободное развитие,
реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает
признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как
высший критерий оценки любой общественной де­ятельности.

Это универсальный, планетарный принцип. Он не разделяет
людей по национальному, классовому, религиозному, кровно­родственному или
какому-нибудь другому подобному принци­пу и требует равно уважительного
отношения к любому пред­ставителю человеческого рода, а также оказания помощи
слабым или страдающим от бедствий людям, например беженцам, голо­дающим.

Гуманизм в политике выражается в формах ее организации,
целях и содержании, а также в средствах политической деятель­ности, В
современных условиях наиболее гуманной формой ор­ганизации политики является
демократическая политическая сис­тема, базирующаяся на признании свободы и
равноправия всех граждан, подконтрольности власти населению, уважении достоин­ства
и прав человека (см. гл. II).

Применительно к целям и содержанию политики гуманизм
проявляется в ее направленности на реализацию интересов чело­века, повышение
благосостояния и улучшение условий жизни на­селения, укрепление социальной
справедливости и мира в госу­дарстве и на планете в целом. С этой точки зрения
наиболее гуманной является политика, обеспечивающая наилучшие усло­вия для
удовлетворения потребностей и свободного развития лич­ности.

Гуманизм в средствах проявляется в устранении наиболее жес­токих,
варварских форм политического противоборства: войн, при­менения оружия
массового уничтожения: ядерного, химическо­го, бактериологического,
экологического и т.п., в запрете пыток и других средств, разрушающих личность
или унижающих чело­веческое достоинство, а также в отказе от духовного насилия
— манипулирования сознанием и поведением людей с помощью специальных методов
обмана. Кроме того, гуманизм проявляется в сочетании в политике целей и средств
в соответствии с выдви­нутым И. Кантом императивом (требованием, нравственным
за­коном) — человек должен рассматриваться другими людьми лишь как цель, а не
средство.

Принцип гуманизма имеет как внутригосударственное, так и
международное содержание. На международной арене он прояв­ляется в борьбе за
мир и его упрочение, в создании международ­ных отношений и мирового порядка,
основанных на справедли­вости и уважении к человеку. Это предполагает, в
частности, при­знание права народа на свободный выбор государственного и об­щественного
строя, на независимость и создание самостоятель­ного государства, равноправие
государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, отказ от применения
силы для разре­шения спорных межгосударственных вопросов, развитие взаимо­выгодного
сотрудничества и укрепление дружбы между народами и т.д. Важнейшие гуманистические
ориентиры внутренней и внеш­ней политики государств нашли свое выражение и
юридическое закрепление в ряде документов, принятых ООН, Организацией по
безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ) и некоторы­ми другими
международными организациями.

В современных условиях гуманизм характеризует не только
сферу непосредственных взаимоотношений между людьми, но и отношение человека к
природе. Природа всегда была необходи­мым условием существования человека,
одним из важнейших факторов, опосредующих отношения между людьми и, в частнос­ти,
между различными поколениями. Однако в предшествующие века деятельность
человека не была столь разрушительной, не принимала глобальных, планетарных
масштабов. Во второй по­ловине нынешнего столетия стала реальной угроза
экологичес­кой катастрофы человечества в обозримом будущем. Экологичес­кая
политика, основанная на разумном, бережном отношении к природе, обрела статус
важнейшего гуманистического, нравствен­ного требования, поскольку превратилась
в необходимое условие не только дальнейшего развития цивилизации, но и самого
суще­ствования человеческого рода, его выживания. В экологической политике
сегодня проявляется забота как о реально живущих лю­дях, так и о будущих
поколениях.

В современном сложно организованном, противоречивом об­ществе
с его обостряющимися глобальными проблемами, дости­жениями научно-технического
прогресса, способными и улучшать жизнь людей, и одновременно разрушать основы
человеческой цивилизации, сфера гуманизма расширяется. Из благородного дела,
которым занималось ранее лишь преимущественно гражданское общество — область
приватных, частных взаимоотношений лю­дей, — гуманизм переходит в ранг
государственной и даже миро­вой политики. У человеческого рода больше не
существует аль­тернативы гуманистической политике, ибо в противном случае ситуация
чревата глобальной планетарной катастрофой, дегене­рацией или даже гибелью
всего человечества. Насколько же ре­альная политика восприимчива к требованиям
гуманизма и, во­обще, совместимы ли политика и гуманизм?

Гуманизм, выражаемый в форме идей человеколюбия, с древних
времен ока­зывал реальное воздействие на об­щество и политику прежде всего
через нравственность, мораль (в русском языке эти термины обычно употребляются
как си­нонимы) и право. Идеи гуманизма составляют ядро, общече­ловеческое
содержание морали. Воплощаясь в нравственном сознании и получая положительную
нравственную оценку, они становятся ориентирами и регуляторами деятельности
людей, а некоторые из них затем получают юридическое закрепление в праве.

Мораль — особая, специфическая сфера общественной жиз­ни,
включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанная на оценке
любых поступков и действий с точки зре­ния идеалов добра (блага) и зла,
справедливости и несправедли­вости и других подобных критериев и идеалов,

Мораль предполагает оценку общественных явлений не с ин­дивидуальной,
а с коллективной и, в первую очередь, с общече­ловеческой точки зрения. Хотя
существует и мораль групповая, например сословная, классовая, профессиональная
и т.п., однако обычно она либо выступает как специфическое выражение и пре­ломление
общечеловеческих нравственных принципов (например моральный кодекс врачей),
либо является проявлением глубокого социального раскола общества (мораль рабов
и мораль рабовла­дельцев, плебса и аристократии), либо представляет собой вы­рождение,
дегенерацию нравственности («воровская мораль»), либо свидетельствует о низком
уровне нравственного развития общнос­ти, не поднявшейся до осознания своей
принадлежности ко все­му роду человеческому («мораль» племени людоедов, хотя в
этом случае правильнее говорить лишь об обычаях и нравах как о за­чатке морали).

Мораль основывается на определенном понимании смысла су­ществования,
цели и предназначения человека. Она не утилитар­на для отдельных индивидов.
Соблюдение ее норм и требований не сулит им какой-нибудь непосредственной
личной выгоды или пользы. Нравственное поведение отличается бескорыстностью,
высокогуманной мотивацией.

В то же время мораль утилитарна для всего человечества. Она
— условие сохранения человеческого рода, поскольку отражает многовековой опыт
человеческого общения и фиксирует те тре­бования, выполнение которых необходимо
обществу и всему че­ловечеству. В моральном сознании эти требования становятся
убеждениями, связываются с эмоциями и волей, становятся внут­ренними критериями
оценки личностью мотивов, целей, содер­жания и результатов собственного
поведения, а также действий других людей. Как показывает опыт истории, аморализм
приво­дит в конце концов не только к разрушению личности, но и к деградации
всего общества.

Основные нравственные ценности абсолютны. Они не выво­дятся
из каких-либо других, более высоких экономических, поли­тических или других
ценностей. Их высший статус определяется ценностью самого человека, всего
человеческого рода.

Мораль характеризует достаточно высокий уровень развития
индивидуального сознания, способность человека к опосредован­ной собственным
внутренним миром духовной мотивации свое­го поведения и к самоконтролю. В
отличие от права и политики, нравственность для своей реализации не нуждается в
специаль­ном аппарате наказаний или в материальных ценностях, как это­го
требует экономическая регуляция. Хотя безнравственное по­ведение не исключает
определенных санкций со стороны об­щества или окружающих (осуждения, остракизма
и т.п.), в целом влияние морали основывается на внутренних, психологических механизмах
самоконтроля личности, важнейшим из которых яв­ляется совесть.

Совесть — это эмоциональное переживание ответственности
человека перед самим собой, другими людьми, обществом, всем человечеством, Бо­гом.
Она — проводник гуманизма в глубинах человеческой души и в реальном поведении
индивида. Она — внутренний судья че­ловека, обеспечивающий самоконтроль
личности во всех ситуа­циях и особенно там, где политический и общественный кон­троль
затруднен или невозможен.

Совесть составляет наиболее глубокую интимную, неповто­римо
личностную основу человека. Руководствуясь ею, инди­вид оценивает весь
остальной мир, в том числе и свое поведе­ние, от своего собственного имени, с
позиций внутреннего «я». Сообразуясь с совестью, вырабатывается гуманное пове­дение
личности.

Совесть превращает индивида из стадного животного или
высокоразумной машины, робота в Человека. Религиозные мыс­лители нередко
называют ее Божьей искрой в душах людей, по­зволяющей им осознать самих себя и
свою ответственность пе­ред людьми и Высшим Разумом. Человек с разрушенной
нравст­венной саморегуляцией, лишенный угрызений совести, превра­щается в
асоциальное, опасное для общества и других людей су­щество. Не случайно Гитлер,
проводя человеконенавистничес­кую политику национал-социализма, убеждал своих
солдат в том, что он освобождает их от болезни, называемой совестью.

Совесть, соединенная с долгом и другими нравственными
механизмами регуляции поведения людей, выступает наиболее надежным гарантом
гуманизма политики. Поэтому развитая нрав­ственная культура общества —
необходимое условие демократи­ческого политического строя.

Особенности морали как важнейшей сферы гуманистической
регуляции действий человека в обществе, ее коллективный, обще­человеческий
характер, абсолютный, универсальный и высший статус нравственных ценностей,
внутриличностные, духовно-пси­хологические механизмы ее влияния — все это важно
учитывать при рассмотрении взаимоотношений морали и политики.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ