§ 2. Мораль и политика: общее и специфическое :: vuzlib.su

§ 2. Мораль и политика: общее и специфическое :: vuzlib.su

60
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Мораль и политика: общее и специфическое

.

§ 2. Мораль и политика: общее и специфическое

Мораль и политика как специализи­рующиеся на регуляции
поведения людей секторы общества имеют и об­щие черты, и отличия. Обе этих
сферы вырастают из единого источника — противоречия между индивидуальностью и
уникаль­ностью человека — с одной стороны, и его коллективной приро­дой,
«обреченностью» жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто
существовать, быть человеком без дру­гих людей — со стороны другой.

Рост разнообразных потребностей, опережающий возможности их
удовлетворения, порождает у индивида целый ряд искушений получать блага за счет
других людей и природы, создавая тем самым угрозу как отдельным личностям, так
и всему человечес­кому роду. Таких искушений у человека достаточно много. Это —
искушение богатством и потребительством, обретением все более многочисленных и
дорогостоящих материальных благ; искуше­ние возможностью повелевать другими
людьми, порабощать их и господствовать над природой, не считаясь с ее законами;
иску­шение похотью — гипертрофированные сексуальные потребнос­ти, опустошающие
личность и вызывающие борьбу за обладание объектами сексуальных наслаждений.

Все эти искушения создают опасность вырождения рода че­ловеческого
и отдельных людей. Еще Аристотель осознавал это. «Без добродетели, — писал он,
— человек становится самым не­честивым и самым диким существом, а в отношении к
половому наслаждению и к пище он хуже тогда всякого животного».

Мораль удерживает человека от опасных для него искушений,
способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. На заре
цивилизации небольшие человеческие кол­лективы (род, племя) могли обойтись без
политики, регулируя взаимодействие людей и обеспечивая общественный порядок с
помощью обычаев, традиций, различного рода табу и вырастаю­щей на основе всего
этого морали, а также таких естественноисторических институтов социального
контроля, как семья и об­щина. Преобладание неполитического регулирования в
общест­ве предполагало социальное равенство (а следовательно, низкий уровень
конфликтности), сравнительную немногочисленность общностей людей и весьма
простые формы их взаимодействия.

Со временем, с возникновением сложных социальных общнос­тей,
традиционные ритуально-нравственные формы регулирова­ния поведения людей
оказались недостаточными. Развитие про­изводства и углубление разделения труда,
обострение социаль­ных конфликтов, усложнение общества, в том числе форм взаи­модействия
людей, появление новых общих дел, ослабление тра­диционных родовых форм
социального контроля — все это при­вело к возникновению политики как особого
института и вида деятельности, регулирующего поведение людей с помощью спе­циального
аппарата принуждения.

Таким образом, главные общественные функции морали и
политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на
защиту общего блага и социальной справедли­вости, хотя очень часто она далека
от выполнения этих гуман­ных задач. Политика возникает вследствие регулятивной
недо­статочности морали, как ее специфическое дополнение. Не слу­чайно, отражая
этот факт, мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики.
Разделение политики и мо­рали и учений о них впервые произвел лишь в конце XV —
нача­ле XVI в. Николо Макиавелли.

Политика выступает как бы формой объективации, внешнего
выражения и материализации механизмов нравственного само­контроля. Так,
например, характерную для морали функцию угры­зений совести здесь выполняет
суд, формализовавший критерии своих оценок в виде права и предусматривающий
определенные санкции за нарушение установленных норм.

Несмотря на элементы общности политика имеет и
принципиальные от­личия от морали. Важнейшим из них является конфликтность
политики. Как уже отмечалось, полити­ка представляет собой деятельность,
направленную на разреше­ние групповых социальных конфликтов, затрагивающих все
об­щество и требующих применения власти. Мораль же характери­зует повседневные
индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются
конфликты, обычно не до­стигающие политической остроты.

Непосредственным источником политики являются экономи­ческие
и другие насущные интересы людей, причем в первую оче­редь интересы крупных
социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Непосредственным же источником
морали выступают об­щечеловеческие, а также другие коллективные ценности,
следование которым не сулит индивиду личной выгоды. Поэтому соперничество
моральных и политических мотивов поведения — это борьба духовных ценностей и
непосредственных, прежде все­го материальных, личных интересов.

Многие императивы морали носят характер идеалов, с кото­рыми
следует сообразовывать свои действия, но которых в реаль­ной жизни едва ли
кому-нибудь удается достичь. Так, например, вряд ли можно найти человека,
который за всю свою жизнь ни разу не слукавил, говорил лишь одну правду или в
соответствии с христианскими нравственными заповедями возлюбил каждого своего
ближнего как самого себя.

Отступления от морали — общераспространенное явление. «Кто
из вас без греха, первый брось в нее камень!» — обратился Христос к толпе,
пытавшейся строго судить блудницу, и никто из людей не поднял руку, посчитав
себя безгрешным.

В отличие от абстрактно-нормативного характера нравствен­ных
императивов, требования политики конкретны и обычно об­лечены в форму законов,
нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

Политика направлена вовне и целесообразна, т.е. ориентиро­вана
на достижение определенных целей, результатов. Мораль же оценивает
субъективное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не столько
достигнутые результаты, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели,
независимо от того, до­стигнуты они или нет.

Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик — от­дельный
человек, делающий свой нравственный выбор. Полити­ка же носит групповой,
коллективный характер. В ней индивид выступает как часть или представитель
класса, нации, партии и т.п. Его личная ответственность как бы растворяется в
коллек­тивных решениях и действиях.

Политика ситуативна. Ориентируясь на успех, она призвана
учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повлиять на достижение
целей. Моральные же требования в своей основе универсальны и, как правило,
независимы от конкретной обста­новки.

Важнейшей отличительной особенностью политики является также
опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований.
Политика, писал М. Бебер, «опериру­ет при помощи весьма специфического средства
— власти, за ко­торой стоит насилие».

Мораль же в принципе осуждает насилие и опирается глав­ным
образом на «санкции» совести. Собственная совесть, осо­бенно если она не
развита, может простить человеку даже пре­ступления. Политика же карает не
только противников и нару­шителей, но нередко и невинных, вызывая у людей
страх.

Отмеченные выше особенности политики по отношению к морали
свидетельствуют об автономности этих сфер жизнедея­тельности и дают основания
для различных толкований вопроса о совместимости политики и морали.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ