§ 2. Ресурсы, процесс и виды власти :: vuzlib.su

§ 2. Ресурсы, процесс и виды власти :: vuzlib.su

1
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Ресурсы, процесс и виды власти

.

§ 2. Ресурсы, процесс и виды власти

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим
яв­ляется неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин
употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле ресурсы
власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать
для влияния на других».

Такое понимание ресурсов достаточно общо и не позволяет
дифференцировать различные элементы власти (ее субъект, объект, средства), поскольку
в этом случае ресурсы включают все факто­ры, которые способны так или иначе
повлиять на власть: собст­венные качества субъекта (компетентность,
организованность и т.п.); некоторые свойства объекта (например его политическую
доверчивость, привычку подчиняться власти, авторитет и т.д.); благоприятную для
субъекта ситуацию (экономический подъем, раздоры в стане оппозиции и т.п.), а
также материальные и иные средства воздействия (деньги, оружие, сырье и т.п.).
При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно
самостоятельного, обычно материализованного зве­на, опосредующего
взаимодействие агентов власти и служащего важ­нейшим социальным фактором
подчинения и господства.

Поэтому для изучения власти и ее структуры предпочтитель­нее
более узкая трактовка ресурсов, их понимание как всех тех средств,
использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы
могут применяться для поощрения, нака­зания или убеждения. В процессе их
реализации субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и
представляет со­бой способность превращать определенные ресурсы в устойчивое
влияние в рамках системы взаимосвязанных агентов. Ресурсы иногда отождествляют
с основаниями власти, хотя чаще к таким основаниям относят также и агентов
власти — ее субъект и объект.

Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти
отражена в теории «социального обмена» (П. Блау и др.). Соглас­но этой теории,
в основе власти лежит неравномерное распределе­ние дефицитных ресурсов. Люди, не
имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев.
Тем са­мым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны
средства удовлетво­рения различных потребностей и ин­тересов людей. Существует
несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на
утилитарные, принуди­тельные и нормативные. Утилитарные ресурсы — это материаль­ные
и другие социальные блага, связанные с повседневными ин­тересами людей. С их
помощью власть, особенно государствен­ная, может покупать не только отдельных
политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для
поощрения, так и для наказания (например уменьшение зарплаты недобросо­вестным
работникам). В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры
административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают
ресурсы утилитарные. Это, на­пример, судебное преследование участников
забастовки, не побо­явшихся экономических санкций. Нормативные ресурсы включа­ют
средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориен­тации и нормы
поведения человека. Они призваны убедить под­чиненных в общности интересов
руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти,
принятие его требований.

Для выделения различных видов власти широко распростра­нена
классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности
— на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные
(силовые). Эконо­мические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для
общественного и личного производства и потребления, день­ги как их всеобщий
эквивалент, техника, плодородные земли, по­лезные ископаемые и т.п. Социальные
ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса или ранга,
места в социальной стратификации. Они частично совпадают с эконо­мическими
ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом,
вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы
включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское
об­служивание, социальное обеспечение и т.п.

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а
также средства их получения и распространения: институты науки и образования,
средства массовой информации и др. Как считает известный американский
социолог-прогнозист Олвин Тоффлер, в конце XX в. знания и информация становятся
важнейшим ре­сурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах «знания, в
силу своих преимуществ — бесконечности, общедоступности, демократичности, —
подчинили силу и богатство и ста­яли определяющим фактором функционирования
власти». В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как
сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же
власть приобретают знания и облада­ние информацией. Конечно, далеко не во всех
странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социаль­ными и
силовыми ресурсами. Однако тенденция повышения значимости культурно-информационных
ресурсов как источ­ника власти в современном мире проявляется достаточно от­четливо.

Принудительные (силовые) ресурсы — это оружие, институты
физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В
государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и
прокуратура с их вещественными атрибута­ми: зданиями, снаряжением и техникой,
тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ис­точником
власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и
имущества — высших ценностей.

Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъекта­ми в
комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим
всеми видами ресурсов.

Специфическим ресурсом власти является сам человек — де­мографические
ресурсы. Люди — это универсальный, многофунк­циональный ресурс, который
производит другие ресурсы. Чело­век — создатель материальных благ
(экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы),
обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информа­ционные
ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих
многочисленных измерений — будучи исполь­зована как средство реализации чужой
воли. В целом же человек — не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.

Использование ресурсов власти при­водит в движение все ее
компоненты, делает реальностью ее процесс, кото­рый характеризуется прежде
всего способами и механизмом вла­ствования. Существуют два главных способа
властвования (два «лица власти»). Первый из них заключается в побуждении объек­та
к определенным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении
бездействия подвластных, блокировании нежела­тельных для руководства видов их
поведения.

Впервые на ограничительное свойство власти особое внима­ние
обратили американские политологи Петер Бахрах и Мортон Баратц, назвавшие его
«вторым лицом власти». Реальное проявление в обществе этого свойства
политической власти состоит в ее способности исключать из сферы общественных
дискуссий и политических решений определенные темы и тем самым предотвращать их
адекватное отражение в массовом сознании и реальное развертывание
соответствующих политичес­ких конфликтов.

В странах командного социализма такими запретными для кри­тики
темами были прежде всего право коммунистических партий на руководство обществом
и право граждан на идеологическое и политическое инакомыслие и оппозицию. В ФРГ
50—60-х гг. бло­кированной властями политической темой явилось, например, от­ношение
к строительству атомных электростанций. Согласие, до­стигнутое по этому вопросу
политической элитой, СМИ, предпри­нимателями и менеджерами под прикрытием
популярного лозунга «больше роста — больше энергии», позволило исключить саму
дис­куссию об альтернативных атому источниках энергии.

Способы властвования имеют сложную и неоднозначную клас­сификацию.
Они могут быть демократическими (власть осущест­вляется при участии в принятии
решений их исполнителей), ав­торитарными (неограниченная власть, не
претендующая на пол­ный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъем­лющий
контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона),
деспотическими (всевластие, про­извол и беззаконие), либеральными (уважение
свободы и прав личности) и др.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с по­мощью
специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и
деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как
общество (народ), механиз­мом власти выступают государственные органы и другие
полити­ческие институты и право. (Они специально анализируются в последующих
главах.)

Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта,
ресурсов и процесса) могут использоваться в качестве оснований ее типоло­гии.
Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с
ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную,
культурно-информационную, прину­дительную.

Экономическая власть — это контроль над экономическими
ресурсами, собственность на различного рода материальные цен­ности. В обычные,
относительно спокойные периоды общест­венного развития экономическая власть
доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это
не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с
остальными; это контроль над средствами дости­жения всех наших целей».

С экономической властью тесно связана власть социальная.
Если экономическая власть предполагает способность распреде­ления материальных
благ, то социальная — распределения пози­ций на социальной лестнице — статусов,
должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой соци­альной
властью, с помощью социальной политики они могут вли­ять на общественное
положение широких слоев населения, вы­зывая тем самым их лояльность и
поддержку.

Культурно-информационная власть — это прежде всего власть
над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения.
Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные
с подчинением на ос­нове авторитета. В современном обществе из всех видов
духовно­го влияния на первый план выдвигается научно-информацион­ная власть.
Знания используются как при подготовке правитель­ственных решений, так и для
непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической
лояльнос­ти и поддержки. Такое воздействие осуществляется через инсти­туты социализации
(школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.

Информационная власть способна служить разным целям: не
только распространению объективных сведений о деятельности правительства,
положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением
людей вопреки их интере­сам, а нередко и воле, основанному на специальных
методах об­мана.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и озна­чает
контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.
Принудительную власть не следу­ет отождествлять с властью политической, хотя
легальное исполь­зование силы в масштабах государства — важнейшая особенность
последней. Насилие, физическое принуждение могут использо­ваться и
неполитической властью, например в отношениях меж­ду рабами и рабовладельцами,
между деспотом — главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной
группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.

Политическая власть характеризует­ся рядом отличительных
признаков: 1) легальностью использования силы в пределах государства; 2)
верховенством, обязательностью ре­шений для всякой иной власти, способностью
проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ог­раничить
влияние мощных корпораций, СМИ и других учрежде­ний или же вовсе ликвидировать
их; 3) публичностью, т.е. всеоб­щностью и безличностью. Это означает, что политическая
власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно сущест­вует в
небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью
права ко всем гражданам; 4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия
решений. В рыноч­ном демократическом обществе, в отличие от политической
власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти
полицентричны. Здесь существует много независимых собствен­ников, СМИ,
социальных фондов и т.п.; 5) многообразием ре­сурсов. Политическая власть, и
особенно государство, использу­ет не только принуждение, но и экономические,
социальные и культурно-информационные ресурсы.

Различные общественные власти на­ходятся в сложном
взаимодействии. Многие политологи, в том числе марк­систской ориентации,
считают важнейшей среди них экономи­ческую власть, власть собственников средств
производства и дру­гих общественных богатств. В рыночном обществе, где почти
все имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит
крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение
избирательных кампаний и ито­ги выборов, широко используются для подкупа
политиков и из­бирателей. Концентрация экономической власти у крупных соб­ственников
создает опасность установления плутократии — пря­мого политического правления
небольшой группы богатеев. В Современных западных государствах всевластие
крупного капи­тала сдерживается конкуренцией между собственниками, поли­тическим
влиянием многочисленного среднего класса и общест­венности, демократическим
устройством государства.

Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти
экономической, достаточно самостоятельна и способна превали­ровать над ней,
подчинять ее своим целям. При определенных обстоятельствах доминирующее влияние
на общество может ока­зывать власть духовно-информационная. Ее монопольное
использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и
длительное сохранение своего господства несмотря на неэффективность
экономической и социальной политики.

Во взаимодействии различных властей в обществе имеет мес­то
так называемый кумулятивный эффект — усиливающееся на­копление власти. Он
проявляется в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в
политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность
способ­ствует накоплению богатства, доступу к знаниям и информаци­онному
влиянию; последние же, в свою очередь, улучшают воз­можности в занятии
лидирующих политических позиций и по­вышении дохода.

Слияние политической, экономической, социальной и духов­но-информационной
властей при командной роли политики на­блюдается в тоталитарных государствах.
Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и
каждой из них: в экономике — наличие множества конкурирующих центров влияния, в
политике — разделение властей между государством, партиями и группами
интересов, а также самой государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную, в ду­ховной сфере — плюрализм СМИ и других
источников знания и информации.

Как уже отмечалось, типологии власти разнообразны. В зави­симости
от субъектов власть бывает автократическая (самодержа­вие), олигархическая
(группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или
организации). По сферам проявления власть делится на государственную,
партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения
выделяются: мегауровень — международные организации, например ООН, НАТО и т.п.;
макроуровень — центральные органы государства; мезоуровень — организации (областные,
районные и т.п.), подчиненные центру, и микроуровень — власть в первичных организациях
и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее орга­нов,
например законодательная, судебная и исполнительная власти государства; по
способам взаимодействия субъекта и объекта влас­ти — демократическая,
авторитарная и т.п.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяЛучшие часы
Следующая статьяСкука :: vuzlib.su

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ