§ 4. Авторитаризм :: vuzlib.su

§ 4. Авторитаризм :: vuzlib.su

2
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 4. Авторитаризм

.

§ 4. Авторитаризм

Одним из наиболее распространенных авторитаризма в истории
типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам
он занимает как бы промежуточное положе­ние между тоталитаризмом и демократией.
С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами ха­рактер
власти, с демократией — наличие автономных, не регули­руемых государством
общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов
гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи
следую­щие черты:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носите­лей
власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная
хунта, олигархическая группа и т.д.).

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражда­нам.
При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему
усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитар­ный
режим может не прибегать к массовым репрессиям и поль­зоваться популярностью
среди широких слоев населения. Одна­ко он обладает достаточной силой, чтобы в
случае необходимос­ти по своему усмотрению использовать силу и принудить граж­дан
к повиновению.

4. Монополизация власти и политики, недопущение реаль­ной
политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное
политико-институциональное однообра­зие не всегда результат законодательных
запретов и противодей­ствия со стороны властей. Нередко оно объясняется
неготовнос­тью общества к созданию политических организаций, отсутстви­ем у
населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в
монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного
числа пар­тий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их
подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмеша­тельство
или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в
экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной
безопастности, об­щественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она
может влиять и на стратегию экономического развития, прово­дить достаточно
активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного
саморегулирования.

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации,
назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно опреде­лить
как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую
политическую оппозицию, но сохраняющую автоно­мию личности и общества во
внеполитических сферах. При авто­ритарной политической системе запрещаются лишь
определенные, главным образом политические формы деятельности, в остальном же
граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех
других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма
граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и
автоно­мии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это
монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хун­ты, популистские
системы правления и др. Авторитарные прави­тельства могут добиваться признания
населения не только силой, с помощью массового истребления и запугивания
противников, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они
опирались главным образом на традиционный и харизматический способы
легитимации. В XX в. в целях легитимации ши­роко используются
националистическая идеология и формаль­ные, контролируемые властью выборы.
Большинство авторитар­ных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке
оправдывали свое существование необходимостью национального освобожде­ния и
возрождения.

В последние десятилетия авторитарные политические систе­мы
очень часто используют некоторые демократические инсти­туты — выборы,
плебисциты и т.п. — для придания себе респек­табельности в глазах
международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных
санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы
использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике,
Бразилии, Южной Корее, России, Казахстане и многих других государствах.
Отличительными чертами таких выборов является ограниченная или лишь видимая
(когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость
властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов
обеспечить себе формальную победу: монополия на СМИ, отсеивание неугодных лиц
еще на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или
результатов голосования и т.п.

В период после второй мировой войны и, особенно, в послед­ние
десятилетия авторитарный политический строй чаще всего носит переходный
характер и ориентируется, хотя бы формаль­но, на постепенный переход к
демократии.

 В конце 80 — начале 90-х гг. значительно возрос научный и
политичес­кий интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно
тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических государств
мира. Попытки многих из них, в том числе России, быстро, в духе большевистских
«кавалерийских атак» ввести демократию без наличия необходи­мых для нее
общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные
разрушительные последствия.

В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная
Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстри­ровали свою
экономическую и социальную эффективность, до­казали способность сочетать
экономическое процветание с поли­тической стабильностью, сильную власть — со
свободной эконо­микой, личной безопасностью и сравнительно развитым соци­альным
плюрализмом.

Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ог­раниченным
плюрализмом. Он вполне совместим с экономичес­ким, социальным, культурным,
религиозным, а частично и с идео­логическим плюрализмом. Его воздействие на
общественное раз­витие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых
относятся полная зависимость политики от позиции главы госу­дарства или группы
высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения
политических авантюр или про­извола, ограниченность институтов артикуляции,
политического выражения общественных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и свои
достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная
власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую
стабильность и общест­венный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на
реше­ние определенных задач, преодолевать сопротивление политичес­ких
противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения
радикальных общественных реформ.

В современных условиях постсоциалистических стран «чис­тый»
авторитаризм, не опирающийся на активную массовую под­держку и некоторые
демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного
реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский
режим лич­ной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталита­ризм.
Поэтому сочетание авторитарных и демократических эле­ментов, сильной власти и
ее подконтрольности гражданам — важ­нейшая практическая задача на пути
конструктивного реформи­рования общества. .

Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы
недолговечны. Их реальной перспективой является более устой­чивый в современных
условиях тип политической системы — де­мократия.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ