§ 3. Устройство современного государства :: vuzlib.su

§ 3. Устройство современного государства :: vuzlib.su

1
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 3. Устройство современного государства

.

§ 3. Устройство современного государства

Строение государства традиционно характеризуется через формы
правле­ния и формы территориального (государственного) устройства. В них
воплощается организация верховной власти, структура и по­рядок взаимоотношений
высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Формы правления
делятся по спосо­бу организации власти, ее формальному источнику на монархии и
республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава
государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или
представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархической фор­мы
правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие
главы государства; конституционная монар­хия — государство, в котором
полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на
дуалисти­ческую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен
преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законодательной, и
парламентскую, здесь монарх, хотя и счита­ется главой государства, но
фактически обладает представитель­скими функциями и лишь частично
исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента,
которым прак­тически не пользуется. Подавляющее большинство современных
демократических монархий — парламентские монархии. Прави­тельство формируется в
них парламентским большинством и под­отчетно не монарху, а парламенту.

Монархия была господствующей формой правления на про­тяжении
тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети
стран мира (например в Великобрита­нии, Швеции, Дании, Испании).

Современные парламентские монар­хии, отдавая дань
политической тра­диции и поддерживая тем самым уважение граждан к государст­ву,
фактически мало отличаются от республик — второй основ­ной формы правления. В
республиках источником власти являет­ся народное большинство, высшие органы
государства избира­ются гражданами. В современном мире существуют три основные
разновццности республики: парламентская, президентская и сме­шанная, или
полупрезвдентская, хотя история знает и многие дру­гие разновидности республик:
рабовладельческую, аристократи­ческую, советскую, теократическую и др.

Главной отличительной чертой парламентской республики
является образование правительства на парламентской основе (обычно
парламентским большинством) и его формальная ответ­ственность перед
парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций:
формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению;
во­тирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые
рамки деятельности правительства; осу­ществляет контроль над правительством и в
случае необходимос­ти может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой
либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных
выборов; критикует правительственную политику, представляет альтернативные
варианты правительственных ре­шений и всего политического курса.

Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и
законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о
роспуске парламента. (Такие ходатайства прези­дент обычно удовлетворяет.) В
большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением
депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только
лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов
парламентского большинства и тем самым контролировать пар­ламент, получая
одновременно массовую партийную поддержку. Хотя руководитель правительства
(премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально
он — пер­вое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в
ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием
выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит
от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функция­ми,
мало чем отличаясь от функций главы государства в парла­ментских монархиях.

Второй достаточно распространен­ной формой республиканского
правления является президентская республика. Ее отличитель­ный признак состоит
в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и
главой правительства. Он ру­ководит внутренней и внешней политикой и является
верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается
прямо народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов кабинета
министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

В президентской республике правительство отличается ста­бильностью.
В ней существует жесткое разделение законодатель­ной и исполнительной ветвей
власти, их значительная самостоя­тельность. Парламент не может вынести
правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент.
Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступ­ления со стороны
президента ему может быть выражен импичмент — он досрочно отстраняется от
власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Отношения между парламентом и президентом основывают­ся на
системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Пар­ламент может
ограничивать действия президента с помощью за­конов и через утверждение
бюджета. Президент же обычно обла­дает правом отлагательного вето на решения
парламента. Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и прези­дент
вынуждены сотрудничать, находить общий язык, даже если оба этих института
контролируются различными партиями.

Президентская республика не получила распространения в За­падной
Европе. В странах же с длительными авторитарными тра­дициями, прежде всего в
Латинской Америке, Азии и Африке, а также на территории бывшего СССР, эта форма
правления неред­ко вырождается в «суперпрезидентскую республику». В ней почти
вся реальная власть сосредоточивается у президента, который вы­ходит из-под
контроля парламента и судебных органов и фактичес­ки обладает полудиктаторскими
полномочиями, а кое-где (Заир, Малави и др.) даже объявляется пожизненным
главой государства.

Третьей основной разновидностью                республики
является полупрезидент­ская, или смешанная республика. Она существует в
Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финлян­дии, Франции, Болгарии и
некоторых других странах. При этой форме правления сильная президентская власть
сочетается с эф­фективным контролем парламента за деятельностью правитель­ства.
Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как
парламентская и президентская, и в различ­ных странах тяготеет к одной из этих
форм. Ее главная характер­ная черта — двойная ответственность правительства:
перед пре­зидентом и перед парламентом.

Классическим образцом полупрезидентской республики яв­ляется
Франция. В ней президент и парламент избираются неза­висимо друг от друга.
Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь вправе
распустить парламент с обяза­тельным условием объявления даты внеочередных
парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным
главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом
отлагательного вето на решения парла­мента, а также правом единоличного
введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает
право распустить парламент.

Президент, без согласования с парламентом, но учитывая рас­клад
в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они
формируют кабинет министров. Глава го­сударства председательствует на
заседаниях правительства, утверж­дает его решения и тем самым контролирует его
деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициати­вы, но
таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за
деятельность правительства. Парламент име­ет возможность контролировать
правительство через утвержде­ние ежегодного бюджета, а также с помощью
вынесения ему во­тума недоверия.

Разнообразные республиканские и монархические формы государства
не исчерпывают всех механизмов правления. Одним из них являет­ся институт
референдума. Он предусматривает решение наибо­лее важных для общества вопросов
посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой
ста­тус и обязательны для исполнения всеми государственными ор­ганами.
Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством
демократических государств мира, осо­бенно на местном уровне, хотя в целом он
имеет подчиненное значение по отношению к законотворческой деятельности пар­ламента.

В разных странах имеются существенные расхождения в об­ласти
права инициирования референдума. В одних государствах (Великобритания, Швеция,
Норвегия и др.) инициаторами его являются лишь парламент и правительство, в
других (например Франция) — и президент, в третьих (Швейцария, Австрия, Ита­лия)
— непосредственно народ. В Швейцарии граждане могут добиться проведения
референдума по тому или иному закону, собрав 50 тысяч подписей. Для того чтобы
референдум состоял­ся, вовсе не обязательно участие в нем большинства населе­ния.
Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для
их отмены. В ряде стран (Фран­ция, Австралия и др.) они обязательны для
принятия конститу­ционных поправок.

Хотя проведение референдумов, особенно в масштабах всей
страны, — дело достаточно сложное и дорогостоящее, с их помо­щью народ способен
непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов, проявить инициативу.
Кроме того, возможность проведения всенародного голосования заставляет
государствен­ные органы и правительство больше ориентироваться на мнение
народа. Опыт многих стран показывает, что наиболее эффектив­но использование
референдумов на региональном уровне, где агитационные и мобилизационные
кампании не требуют боль­ших финансовых затрат и поддержки со стороны крупных
ор­ганизаций и где люди лучше разбираются в сути решаемых вопросов. В некоторых
странах (США, ФРГ и др.) этот демо­кратический институт используется лишь
субъектами федера­ции и более мелкими административно-территориальными еди­ницами.

Территориальная организация госу­дарства характеризует
соотношение целого и частей, центральных и реги­ональных органов власти.
Различают две основные формы тер­риториального устройства государства:
унитарную и федератив­ную. Унитарное государство представляет собой единую,
полити­чески однородную организацию, состоящую из административ­но-территориальных
единиц, не обладающих собственной госу­дарственностью. Оно имеет единую
конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют
единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства
сформировались преимущественно в стра­нах с мононациональным населением, хотя некоторые
из них, например Испания, имеют в своем составе инонациональные об­разования,
пользующиеся автономией, компетенции которой оп­ределяются центральной властью.

Унитарные государства бывают централизованными (Велико­британия,
Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Фран­ция, Италия, Испания). Централизованные
государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуп­равление)
местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не
обладают значительной автоно­мией и непосредственно ориентированы на выполнение
реше­ний центра. В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы
пользуются широкой автономией и даже рас­полагают собственными парламентами,
правительствами, адми­нистративно-управленческими структурами и самостоятельно
решают переданные им в ведение центральными органами во­просы, как правило, в
области образования, коммунального хо­зяйства, охраны общественного порядка и
т.п. Однако в отличие от субъектов федерации в области налогооблажения их компе­тенции
сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Главное отличие федерации от уни­тарного государства состоит
в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета вы­ступают
в ней как крупные территориальные образования (шта­ты, земли, кантоны), так и
весь народ, состоящий из равноправ­ных граждан. (В унитарном же государстве
существует лишь один субъект суверенитета — народ.) Федерация — это устойчивый
союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром
компетенций, имеющих собственные законода­тельные, исполнительные и судебные
органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

По своему замыслу федеральный принцип государственного
устройства призван обеспечить свободное объединение и равно­правное
взаимодействие общностей, обладающих значительны­ми этническими;
историко-культурными, религиозными, лингвис­тическими и другими особенностями;
создать оптимальные воз­можности для выражения региональных и других интересов
мень­шинств, для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных
правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам.

Федерация строится на основе распределения функций меж­ду ее
субъектами и центром, зафиксированного в союзной кон­ституции, которая может быть
изменена только с согласия субъ­ектов федерации. При этом одна часть вопросов
является исклю­чительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов
федерации, третья — совместной компетенцией союза и его чле­нов. Уважение
союзным руководством и всеми субъектами феде­рации прав и полномочий друг друга
контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя
палата которого формируется из представителей штатов (земель).

Члены федерации — соучастники общегосударственного су­веренитета
— фактически не обладают индивидуальным сувере­нитетом и правом одностороннего
выхода из союзного государ­ства. В большинстве союзных конституций содержится
право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в
случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых
беспорядков.

Федерация как форма территориального устройства государ­ства
показала свою жизнеспособность. Этого нельзя сказать о конфедерации —
постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных
совместных целей. Ее члены пол­ностью сохраняют государственный суверенитет и
передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще
всего в области обороны, внешней политики, транс­порта и связи, денежной системы.
Конфедерации существовали в США (1776-1787), Швейцарии (до 1848 г.), Германии (1815-1867) и некоторых других странах. Эта форма государственного объединения
непрочна и обычно либо эволюционирует в феде­рацию, либо распадается.

В последние годы на территории бывшего СССР сделана по­пытка
создать Содружество Независимых Государств (СНГ) — союз суверенных государств,
координирующих свою деятельность в различных сферах. Такая форма
государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку
не обеспе­чивает единство деятельности содружества, не создает властных
гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт развития Европейского Союза
свидетельствует, что долговременное объ­единение и сближение государств возможно
на пути экономи­ческой интеграции и постепенной реализации федеративных прин­ципов.

Формы территориального устройства и формы правления вли­яют
на строение законодательной и исполнительной властей го­сударства. Не менее
важную значимость для нормального функ­ционирования всего государственного
механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать
соблю­дение конституции и законов всеми государственными и общест­венными
учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать
стабильность государственного и общественного строя.

Вся деятельность современного демократического государст­ва
строится на тесном взаимодействии с такими важнейшими институтами политической
системы, как партии и группы инте­ресов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ