§ 1. Сущность и структура политического процесса :: vuzlib.su

§ 1. Сущность и структура политического процесса :: vuzlib.su

1
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Сущность и структура политического процесса

.

§ 1. Сущность и структура политического процесса

Политический процесс — одна из центральных и, вместе с тем,
весьма специфическая категория политичес­кой науки. Правда, некоторые ученые
отождествляют ее с поняти­ем политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив,
видят специ­фику политических процессов либо в результатах функциониро­вания
политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борь­бы и соперничества
групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах
реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).

В рамках этих различных подходов политический процесс обна­жает
свои важнейшие источники, состояния, элементы. В то же вре­мя, при всех различиях
теоретической интерпретации политическо­го процесса, считается общепризнанным,
что он отображает реаль­ное взаимодействие субъектов политики, сложившееся не в
соответ­ствии с намерениями лидеров или программами партий, а в резуль­тате
действия самых разнообразных внешних и внутренних факто­ров. Иначе говоря,
политический процесс показывает, как индиви­ды, группы, институты власти со
всеми своими стереотипами, целя­ми, предрассудками взаимодействуют друг с
другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как
ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяют­ся,
политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в
развитии событий и явлений.

Раскрывая содержание политики через сложившиеся формы
исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс
демонстрирует, как их осуществление воспроизводит одни элементы политической
системы, разрушает другие, развивает и творит третьи. Тем самым политический
процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической
систе­мы, характеризует ее переход от одного состояния к другому. При этом
важнейшим значением для политического процесса обладает продолжительность или
краткосрочность временных периодов дан­ных изменений в формах отправления
власти, соотношения сил, способах принятия решений и т.д.

Учитывая названные черты политического процесса, можно
сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию поли­тической системы,
изменение ее состояний во времени и простран­стве. Политический процесс
представляет собой совокупность дей­ствий институциализированных и
неинституциализированных субъ­ектов по осуществлению своих специфических
функций (дисфунк­ций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или
упадку политической системы общества.

Применительно к обществу в целом политический процесс
раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, т.е.
показывает, как общество формирует свою госу­дарственность, а государство, в
свою очередь, «завоевывает» обще­ство. С точки же зрения внутреннего содержания
политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, пред­ставляя
собой совокупность относительно самостоятельных, ло­кальных взаимодействий
субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными специфическими
целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.

По значимости для общества тех или иных форм политического
регулирова­ния социальных отношений политичес­кие процессы можно подразделить
на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы
включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы
преобразования интересов и требований населения в управленчес­кие решения,
типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно
говорить о процессах политическо­го участия и государственного управления
(принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные же полити­ческие
процессы раскрывают динамику формирования отдель­ных политических ассоциаций
(партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи
и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влия­ния на
доминирующие формы и способы отправления власти.

В то же время и базовые, и периферийные политические про­цессы
различаются по времени и характеру осуществления, сориентированностью своих
субъектов на нормы соперничества или со­трудничества, могут протекать явно или
в скрытой форме. К приме­ру явный (открытый) политический процесс характеризуется
тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их пуб­личных
притязаниях к государственной власти, которая в свою оче­редь делает доступной
для общественного контроля фазу подготов­ки и принятия управленческих решений.
В противоположность от­крытому теневой процесс базируется на деятельности
публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на
властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обраще­ния к официальным
органам государственного управления.

Каждый из политических процессов обладает и собственным
внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основ­ных стадий
взаимодействия своих субъектов, структур, институ­тов. Например, электоральный
процесс формируется в связи с из­бирательными циклами, и потому политическая
активность насе­ления развивается здесь в соответствии с фазами выдвижения кан­дидатов
в законодательные (исполнительные) органы, обсуждения их кандидатур, избрания и
контроля за их деятельностью. Как пра­вило, пик такой активности приходится на
время выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает, а осуществление
кон­трольных функций за управляющими рутинизируется.

Циклы государственного управления может задавать деятель­ность
правящих партий. К примеру в бывшем СССР очередные съезды КПСС, определяя
«исторические» задачи, рубежи пяти­леток и проч., обусловливали ритм
деятельности всех институтов власти на внутри- и внешнеполитической арене. В то
же время сегодня — в период реформации общественных отношений — решающее
влияние на ритмы функционирования государствен­ных учреждений, способы
политического участия населения ока­зывают уже не решения высших органов
управления, а отдель­ные политические события, изменяющие расстановку и соотно­шение
политических сил (например августовский «путч» ГКЧП в 1991, апрельский
референдум в 1993, кризис в октябре 1993 г.). Аналогичный «рваный» ритм задавали политическому процессу военные перевороты в ряде афро-азиатских государств,
меняв­шие как институциональные структуры управления, так и усло­вия включения
населения в политическую жизнь.

В конечном счете все частные политические процессы объ­единены
одной и той же потребностью их субъектов повлиять на принимаемые
государственной властью политические решения. Поэтому главная задача всех
участников различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы
включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государст­венной
власти управленческие решения.

Институты государственной власти являются важнейшим ин­струментом
учета групповых требований и выработки общеколлек­тивных целей политического
развития (политической воли общест­ва). Таким образом, в их деятельности все
частные политические процессы выражают тот или иной аспект выработки, принятия
и осуществления управленческих решений. От деятельности государ­ственных
институтов зависит степень централизации власти и рас­пределения полномочий
между группами, участвующими в выра­ботке целей политического развития.
Используя свою устойчивость и мобильность, институты государственной власти
способны под­держивать даже те нормы и цели (а следовательно, и связанные с
ними частные политические процессы), которые не отвечают ин­тересам основной
части общества, расходятся с политическими традициями социума и противоречат
гражданскому менталитету.

С изменением форм, методов и функ­ций, осуществляемых
институтами го­сударственного управления, изменяют­ся базовые и периферийные
политические процессы. Чаще всего различают три режима их протекания. Первый —
это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сло­жившихся
взаимоотношений граждан и институтов государствен­ной власти. В этом случае
политические процессы отражают про­стое воспроизводство структурами власти
рутинных, повторяющих­ся изо дня в день отношений между элитой и электоратом,
поли­тическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и
преемственность в развитии связей участников поли­тических процессов обладают
при этом неоспоримым приорите­том перед любыми инновациями.

Второй режим протекания политических процессов — это ре­жим
развития. В этом случае структуры и механизмы власти выво­дят политику
государства на уровень, который позволяет адекват­но отвечать на новые
социальные требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений
означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали цели и
методы управления, соответствующие происходящим изменени­ям в социальной
структуре, меняющемуся соотношению сил внут­ри страны и на международной арене.
Политическое развитие со­провождается интенсивным взаимодействием макро- и микрофак­торов
власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам
общественной жизни, нарастанию слож­ности ее строения, повышению способности применять
гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных ин­тересов
групп и граждан.

И, наконец, третьей разновидностью режима существования
политических процессов является режим упадка, распада полити­ческой
целостности. Как говорил П. Б. Струве, — это «регрессив­ная метаморфоза»
политики. В данном случае политические из­менения (в способах артикулирования
интересов, отбора элит, принятия решений и проч.) имеют негативный характер по
отно­шению к нормам и условиям целостного существования полити­ческой системы.
Энтропия и центробежные тенденции преобла­дают здесь над интеграцией,
атомизация политических субъектов и распад режима правления носят необратимый
характер. В ре­зультате принимаемые режимом решения утрачивают способность
управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность
и легитимность.

Классическим примером такого протекания политических про­цессов
является судьба большинства бывших социалистических стран в европейском и
азиатском регионах, где правящие круги так и не отыскали адекватных мер и
способов управления, чтобы отреагировать на социально-экономические и духовные
запросы времени.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ