§ 1. Роль выборов в демократической политической системе :: vuzlib.su

§ 1. Роль выборов в демократической политической системе :: vuzlib.su

3
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Роль выборов в демократической политической системе

.

§ 1. Роль выборов в демократической политической системе

Выборы — важнейший компонент современной политики. Они
представ­ляют собой способ формирования ор­ганов власти и управления с помощью
выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой)
политичес­кой воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются
властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических
организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах,
акционерных общест­вах и т.д. В данной главе речь идет главным образом о
выборах в масштабах государства, всей политической системы.

Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей бли­зости
этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как
закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный,
периодичный процесс избра­ния состава органов государства. Голосование же не
всегда свя­зано с выборами. Оно используется и в различных формах пря­мой
демократии: в референдумах, опросах, принятии коллектив­ных решений на
собраниях и т.п.

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе
отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях не­равноценную
роль. Сравнительно низка значимость выборов в по­литических системах,
базирующихся на прямых формах демокра­тии, непосредственном участии граждан в
подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях
властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства силь­но
ограничены, что снижает и политическую значимость самих вы­боров. Примером такого
рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного
правления боль­шинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов,
войны и мира, смены судей и военачальников и т.д.

В условиях современных демократий выборы — их стержневой
механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли
как источника власти. Они служат также важ­нейшим каналом представления в
органах власти интересов раз­личных общественных групп. Всеобщие выборы
предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некото­рых
странах и для большинства граждан они являются единствен­ной формой их
реального участия в политике. Они позволяют осу­ществлять наибольшее влияние на
власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их
ответственность пе­ред народом, изменять политический курс и т.д.

Выборы — достаточно частое в политической и обществен­ной
жизни явление, поскольку они распространяются на различ­ные институты и уровни
правления: парламент, президента, пред­ставительные, а часто и исполнительные
органы субъектов феде­рации, местные органы власти. Так, в США один раз в
четыре года проводятся федеральные, общенациональные президентские выборы,
каждые два года — выборы в палату представителей — нижнюю палату конгресса. В
эти же сроки — раз в два года, но не на два, а на шесть лет, избирается одна
треть членов верх­ней палаты конгресса — сената. На уровне штатов регулярно
избираются губернаторы, законодательные собрания, генераль­ные прокуроры и
другие должностные лица, на местном уров­не — мэры, советники, казначеи,
клерки, судьи, шерифы, кон­стебли, надзиратели школ и т.д. Общую картину
дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных доброволь­ных
ассоциациях. Многообразие электоральных форм откры­вает перед гражданами
достаточно широкие возможности для проявления политической активности и влияния
на государ­ственные и общественные дела.

Влияние выборов на жизнь современ­ного общества разнообразно
и прояв­ляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются
следующие функции выборов:

— артикуляция, агрегация и представительство разнообразных
интересов населения. В период выборов создаются наиболее бла­гоприятные
возможности для осознания гражданами своих инте­ресов и включения их в
избирательные программы партий и от­дельных депутатов. Во время выборов,
стремясь получить массо­вую поддержку, депутаты и участвующие в избирательной
кампа­нии СМИ особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям на­селения. Это
активизирует процесс осознания и представления гражданами своих интересов. В
избирательных платформах инте­ресы артикулируются, получают четкую формулировку
и агреги­руются, освобождаются от крайностей и усредняются, приобрета­ют
непротиворечивую, пригодную для реализации форму. И хотя после победы на
выборах многие депутаты забывают о своих обещаниях, депутатский корпус в целом,
не только руководству­ясь нравственными мотивами, но и заботясь о престиже
партии и поддержке избирателями на будущих выборах, ориентируется на свои
обязательства и запросы электората;

— контроль за институтами власти. В результате выборов со­здается
важнейший институт контроля за правительством — пар­ламент, а также оформляется
оппозиция, обычно ревностно сле­дящая за соблюдением конституции и закона.
Парламентский кон­троль опирается как на собственные права, судебные инстанции,
так и непосредственно на мнение избирателей. Опасаясь пора­жения на ближайших
выборах, правительство обычно вынуждено прислушиваться к критике. Кроме того,
сами выборы представ­ляют собой важнейший институт контроля, поскольку они по­зволяют
избирателям регулярно выносить свой вердикт о прави­тельстве и оппозиции,
изменять состав органов власти, коррек­тировать политический курс;

— интеграция разнообразных мнений и формирование общей
политической воли. Плюрализм современного общества имеет свои границы. Чтобы не
привести к анархии, хаосу и острым разруши­тельным конфликтам, он нуждается в
государственном регулирова­нии, отражающем общие ценности и интересы граждан: С
помо­щью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг
определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется
доминирующая в государстве политичес­кая воля. Выражение этой воли обеспечивает
правительству автори­тет и поддержку, что повышает его дееспособность;

— легитимация и стабилизация политической системы, а также
легитимация конкретных институтов власти: парламента, прави­тельства,
президента и т.п. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими
данного типа политической системы, политического режима, правил формирования
органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должност­ным
лицам, правительству и правящим партиям. Выборы дают гражданам шанс переизбрать
неугодное правительство или депу­татов, заменить их людьми, пользующимися доверием.
Тем са­мым кризис конкретного правительства и его политики не при­водит к отторжению
гражданами всего политического строя и дестабилизации политической системы, не
перерастает в стрем­ление разрушить существующий политический порядок путем
революции. Неслучайно выборы нередко уподобляют предохра­нительному клапану,
выпускающему накопившийся пар народно­го недовольства и предохраняющему весь
политический «котел» от перегрева и взрыва. С помощью выборов легитимируется не
только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства
и некоторых других структур власти, признается их право руководить
государством;

— расширение коммуникаций, отношений представительства между
институтами власти и гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты
регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят
коррективы в свои избирательных плат­формы. Выборы — важнейший канал обратных
связей между граж­данами и властью. От их действенности очень во многом зависит
характер отношений между руководителями государства и населе­нием,
возникновение доверия или недоверия, политического учас­тия или отчуждения,
поддержки или борьбы;

— канализация, перевод политических конфликтов в русло их
институциализированного мирного урегулирования. Выборы позво­ляют открыто и
публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного
мнения, определить реальную под­держку позиций той или иной стороны конфликта,
с помощью ав­торитета общественного мнения и государственных институтов убе­дить
конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требова­ний и незаконных форм
борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное
разрешение как правило побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций,
компромиссам, по­иску приемлемых для большинства решений;

— мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных
общественных задач. Разъясняя гражданам собственные програм­мы, убеждая людей в
необходимости принятия и поддержки опре­деленных политических ценностей и
целей, указывая пути их реа­лизации, партии и отдельные депутаты тем самым
мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение на важные для страны
политические действия;

— политическая социализация населения, развитие его полити­ческого
сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса граждане
особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают
политические навыки и опыт. В это время резко расширяется поток политической
информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образователь­ная
работа, концентрируется внимание людей на актуальных поли­тических проблемах и
альтернативных путях их решения. Широкие слои активистов непосредственно
включаются в пропагандистско-агитационную и организационную работу партий и
отдельных депу­татов. Делая выбор, избиратели в большей или меньшей степени
отождествляют себя с определенными политическими силами. Все это повышает их
политическую ангажированность и активность;

— рекрутирование политической элиты. Выборы — важнейший
канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической
карьеры, утверждения и заката политических лиде­ров. В результате выборов
обновляется состав правящей и оппози­ционной элит, изменяется политический вес
партий и их предста­вителей;

— генерирование обновления общества посредством конкурент­ной
борьбы альтернативных политических программ. Выборы — это своеобразное окно,
открытое для упорядоченных, институциализированных влияний на государство и
общество. Они дают воз­можность различным политическим силам представить собствен­ное
видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым
стимулируется поиск оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный
отбор политических цен­ностей и альтернатив, создаются благоприятные
возможности для преодоления неэффективной политики и утверждения новых, жиз­неспособных
идей и политических платформ;

 — конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к
выполнению функций политического руководства. Эффективность оппозиции
предполагает выполнение ею функций критики и кон­троля за правительством, а
также способность к выработке альтер­нативной политики. Выборы, побуждая
различные политические силы к открытому сопоставлению своих программ,
компромиссам и коалициям, способствуют консолидации оппозиции. Кроме того,
будучи представленной в результате выборов в парламенте, а не­редко и
возглавляя правительства в субъектах федерации, оппози­ция подготавливается к
ответственному и компетентному руко­водству государством после прихода к
власти.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том слу­чае,
если сами они организованы демократически. Выборы изна­чально призваны служить
демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное
социальное назна­чение — адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить
представительство основных общественных групп в органах влас­ти, а также
сформировать эффективное правительство.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ