§ 2. Основные принципы свободных демократических выборов :: vuzlib.su

§ 2. Основные принципы свободных демократических выборов :: vuzlib.su

10
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Основные принципы свободных демократических выборов

.

§ 2. Основные принципы свободных демократических выборов

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут
лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах. Можно
выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права,
определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие
принципы организа­ции выборов, характеризующие основополагающие организаци­онные,
в том числе социальные, условия их демократичности. Демократические принципы
избирательного права включают: 1. Всеобщность — все граждане, независимо от
пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности,
языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических
убеждений, имеют активное (в качестве избирате­ля) и пассивное (в качестве
кандидатов) право на участие в выбо­рах. Всеобщность ограничивается лишь крайне
небольшим коли­чеством цензов, т.е. условий допуска граждан к участию в выбо­рах.
Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с опре­деленного возраста, как
правило, по достижении совершенноле­тия. Возраст кандидатов должен быть
несколько выше. Ценз не­дееспособности ограничивает избирательные права
психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный
ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору
суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий
в качестве условия допуска к выборам определенный срок прожи­вания в данной местности
или в стране.

В странах Запада длительное время существовал имущест­венный
и целый ряд других цензов, не допускавших к выборам лиц наемного труда, бедные
слои населения, женщин (во Фран­ции этот ценз отменен в 1944 г., Италии и Японии — 1945, Греции — 1956, Швейцарии — 1971, Португалии — в 1974 г.), негров (в США последние ограничения на их участие в выборах сняты в законах 50-х — 70-х
гг.). Всеобщее избирательное право утверди­лось в демократических странах мира
непосредственно после вто­рой мировой войны. Это открыло новый этап в развитии
демокра­тии, положило начало эпохе «массовой политики», привело к скла­дыванию
партийных и политических систем современного типа.

2. Равенство — каждый избиратель имеет только один голос,
который оценивается одинаково, независимо от его принадлеж­ности тому или иному
человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо
другие статусные или лич­ные качества не должны влиять на положение гражданина
как изби­рателя. Равенство избирательных прав предполагает также пример­ное
равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей
имели приблизительно одинаковый вес при из­брании депутата. На практике
постоянно обеспечивать точное ра­венство избирательных округов достаточно
сложно и дорого, поэтому некоторые отклонения от этого принципа допускаются.
Так, по избирательному закону ФРГ избирательные округа могут отличать­ся по
численности населения на одну треть.

3. Тайна выборов — решение конкретного избирателя не долж­но
быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свобо­ду выбора,
предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа. Он действует
применительно лишь к пассивно­му избирательному праву. Практически тайна
выборов обеспечи­вается закрытой процедурой голосования, наличием специаль­ных
кабин для голосования, стандартной формой, одинаковос­тью бюллетеней для
голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо
бумажных бюллете­ней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного ре­шения
и облегчающих технику голосования и подсчет его резуль­татов, опечатыванием
избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д.

4. Прямое (непосредственное) голосование — избиратель при­нимает
решение непосредственно о конкретном кандидате на вы­борную должность, голосует
за реального человека. Между изби­рателями и кандидатами нет каких-либо
инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персо­нальный
состав депутатов. В случае, если граждане выбирают лишь выборщиков или
специальный орган, непосредственно избираю­щий кандидата, имеют место непрямые
(косвенные) выборы. Та­кие выборы из-за деперсонализации, абстрактности выбора
гасят интерес граждан к участию в голосовании и способствуют разви­тию
абсентеизма. Они искажают волю избирателей в пользу круп­ных партий или блоков,
поскольку на каждом уровне выборов те­ряются голоса, полученные
партиями-аутсайдерами. В наши дни непрямые выборы используются редко.

На базе демократических избирательных прав сформировались
принципы,          характеризующие организацию изби­рательного процесса. К таким
принципам относятся:

1. Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие
политического, административного, социально-экономического, психологического и
информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов
выборов. Примеры поли­тического давления — расправы с противниками, с
активистами или сторонниками партий-конкурентов; административного — угроза
снятия с руководящей должности руководителей и других должностных лиц, не
сумевших «организовать» победу правящей партии, запугивание увольнением
работников, отказывающихся ставить подписи в поддержку выдвижения угодного кандидата
и т.п.; социально-экономического — подкуп, угрозы или реальные санкции, в том
числе по отношению к целым категориям населе­ния с помощью повышения оплаты
труда, выплаты задержанных зарплат, пенсий, пособий и т.п., обещания льгот и
привилегий для отдельных регионов и т.п., психологического — запугивание изби­рателей
угрозой гражданской войны, массовыми репрессиями и т.п. в случае прихода к
власти на выборах партии-оппонента; ин­формационного — систематическая
односторонняя и (или) иска­женная подача информации. Кроме того, свобода
выборов пред­полагает свободу, конечно, в рамках закона с некоторыми этичес­кими
и иными ограничениями предвыборной агитации;

2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин
«выборы» предполагает отбор из различных предложений. В слу­чае, если есть лишь
один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или
неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова. Конечно,
на практике, особенно в странах с еще не сложившейся многопартийностью, иногда
создается ситуация, когда из-за высокого авторитета, мощ­ной организационной и
материальной поддержки национально­го политического лидера оппозиционные силы,
не имея сколько-нибудь реальных шансов на успех, не решаются выставлять своих
кандидатов. В таком случае демократический потенциал выборов существенно
ограничивается. В условиях же политического плю­рализма наличие альтернативных
кандидатов — важный показа­тель демократизма выборов.

3. Состязательность, конкурентность выборов. Различные по­литические
силы должны иметь возможность бороться за дове­рие избирателей на выборах,
знакомить и убеждать их в правиль­ности, преимуществах своей предвыборной
программы, недостат­ках электоральных платформ конкурентов. Известно, что
истина рождается в споре. И в этом смысле «политическая истина» — наиболее
приемлемые для большинства граждан программы, пар­тии и кандидаты — обычно
определяется в электоральном споре за властные позиции в государстве. В
западных демократиях чрез­мерную остроту политической конкуренции призван
сдерживать принцип лояльности, обязывающий терпимо, без нарушения эти­ческих
норм относиться к политическим конкурентам, не допус­кать оскорблений в их
адрес, фальсификаций и т.п.;

4. Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны
выполнять конструктивные функции, служить инструментом де­мократии при условии,
что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это
необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представи­телей,
предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс
правительства.

5. Равенство возможностей политических партий и кандида­тов.
Оно предполагает прежде всего примерное равенство их мате­риальных и
информационных ресурсов. Обеспечить такое равен­ство возможно за счет
установления максимального для любой пар­тии уровня расходов на проведение
выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные
фонды пар­тий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бес­платного
времени на государственном телевидении и радио и др. В некоторых странах, рассматривающих
выборы как «государственно-политическое» дело, существует государственное
финансирование избирательных кампаний. Так, в ФРГ каждой партии, получившей на
выборах в бундестаг и в Европарламент не менее 0,5 % голосов, выделяется из
государственного бюджета по 5 марок за каждый голос. Кроме того, слабые в
финансовом отношении партии полу­чают от государства немалые средства для
«выравнивания шан­сов». В других же странах, например, в США, финансирование
выборов — частное дело. Реализация на практике равенства воз­можностей —
пожалуй, наиболее часто нарушаемый на выборах принцип, что в большей или
меньшей степени искажает их ре­зультаты и демократический характер.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ