2.5. Социология в системе общественных и гуманитарных наук :: vuzlib.su

2.5. Социология в системе общественных и гуманитарных наук :: vuzlib.su

45
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
2.5. Социология в системе общественных и гуманитарных наук

.

2.5. Социология в системе общественных и гуманитарных наук

До недавнего времени самостоятельное место социо­логии среди
других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это
простая сумма дости­жений других (конкретных) наук, которые накапливают свой
материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология
не считалась само­стоятельной научной дисциплиной.

Делались также различные попытки отождествить со­циологию с
какой-либо другой общественной наукой (ис­тория, право, биология и т.д.). В
результате чего возникли и существуют до настоящего времени различные школы и
направления в социологии, которые связывают существо­вание социологии с разработкой
какой-то определенной области человеческой деятельности или какого-то факто­ра
общественного бытия, признаваемого решающим и определяющим для всего
дальнейшего развития.

2.5. Социология в системе общественных и гуманитарных наук :: vuzlib.su
Group of different people in community isolated on white background

Данный взгляд возник на начальном этапе развития социологии
и имел определенные объективные основа­ния. Главным при этом было общее
состояние всех наук об обществе. В это время они переживали переходный период в
своем развитии. Ведь уже О.Конт рассматривал прогресс человечества как развитие
знания, который про­ходит три этапа: от теологических систем к метафизичес­ким,
а от них к позитивному (т.е. реальному, подлинно научному) знанию. Основы
социологии закладывались как раз в период перехода от метафизики к позитивизму,
что сопровождалось существенной трансформацией мето­дологических основ
общественных наук. Наука отказа­лась от поддерживаемых всей предшествующей
философ­ской мыслью, в первую очередь классической немецкой философией, цельных
метафизических систем, а в связи с этим и от единого общего взгляда на
мироздание. А новое целостное представление об обществе как единой системе со
свойственными ей отношениями и противоречиями еще не было разработано. Поэтому
социология, выступая «позитивной» наукой, могла только декларировать созда­ние
нового общего взгляда на мироздание и реально изучать могла только отдельные
факторы, социальные учреждения и структуры, как происходит взаимовлияние между
ними.

В настоящее время социология занимает особое место в системе
общественных и гуманитарных наук. Это обу­словлено рядом следующих причин:

Во-Первых, социология — это наука об обществе, ко­торая
изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей
то, что повторить нель­зя и нельзя экспериментально проверить, социология в
основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.

Во-вторых, социология выступает в качестве теории и
методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей
теоретической социологии, кото­рая является одним из трех уровней социологии.

В-третьих, социология разрабатывает технику и мето­дику
изучения человека и его деятельности, методы соци­ального измерения и т.п.,
которые необходимы и исполь­зуются всеми другими общественными и гуманитарными
науками для получения наиболее достоверной информа­ции об интересующем их
социальном явлении или про­цессе.

В-четвертых, в настоящее время проводится целая система
исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название
социальных иссле­дований (социально-экономические, социально-демогра­фические,
социально-политические и др.) [251. С.44].

Интересен пример, данный П.А.Сорокиным при опре­делении
понятия социологии, что если имеется «n» раз­ных объектов изучения, то их будет
изучать «n» частных наук, к которым присоединится «n+1» наука — социоло­гия,
которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам [240. Т. 1.
С.87-88]. Социология имеет большое значение для других наук, так как она дает
научно обоснованную теорию об обществе и его структу­рах, а также помогает им
уяснить законы и закономернос­ти взаимодействия его различных структур. Можно
срав­нить положение социологии по отношению к специаль­ным общественным
дисциплинам (и общественным наукам), как положение общей биологии по отношению
к физиологии, анатомии, морфологии и другим специальным биологическим отраслям
знания; химии — по отношению к органической химии, неорганической химии и т.п.

В то же время в системе общественных наук есть ряд
дисциплин, связь социологии с которыми наиболее тес­ная и даже взаимно
необходимая. Рассмотрим, как проис­ходит взаимодействие социологии с некоторыми
науками и в чем заключается их различие.

Философия. Социология, как и ряд других наук, вышла из
философии. Длительный период времени соци­ологическое знание накапливалось в
недрах философии. И даже после того, как О.Конт отделил социологию от философии
в качестве подлинной науки об обществе, философия все равно продолжает играть
заметную роль в социологическом знании.

При исследовании ряда ключевых проблем общест­венной жизни
теоретическая социология тесно перепле­тается с социальной философией, так как
многие положе­ния и выводы второй оказываются органично включен­ными в первую.
Но нельзя полностью отождествлять социологию с социальной философией, ибо это
ставит под вопрос само существование социологической науки. Социальная философия
— это раздел философии, зани­мающийся осмыслением качественного своеобразия об­щества
в его отличие от природы. Данная наука анализи­рует такие проблемы, как смысл и
цели существования общества, генезис и перспективы, направленность разви­тия
общества и т.д. Она исследует общественную жизнь прежде всего под углом зрения
решения мировоззренчес­ких проблем, при этом центральное место среди них
занимают смысложизненные проблемы.

Социология не является философской наукой и поэ­тому изучает
законы меньшей степени общности, чем социальная философия. Социальная
философия, осу­ществляя анализ развития общества, опирается на обще­философские
законы, Т.е. законы, действующие и в при­роде, и в обществе, и в человеческом
мышлении. Приме­ры законов социальной философии — законы соотношения
общественного бытия и общественного со­знания, законы, характеризующие источник
самодвиже­ния общественной жизни. В них находит отражение спе­цифика социальной
формы движения реальной действи­тельности по сравнению с природой. Но для
получения исчерпывающего знания об обществе этого недостаточно. Ведь обществу
присущи и свои собственные, специфи­ческие связи и взаимодействия, стороны,
свойства, кото­рые отражаются законами, категориями и понятиями, не сводимыми
только к специфическому проявлению обще­философских законов, категорий и
понятий в обществен­ной жизни. Изучением этого и занимается социология.

Общим для социологии и социальной философии яв­ляется то,
что они рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого
интегрального образова­ния, которое не сводится к простой сумме входящих в него
единиц.

Таким образом, можно отметить, что социальная фи­лософия
выступает как общетеоретическая и методологи­ческая основа социологии, так как
знание законов и категорий более общего порядка всегда является необхо­димым
предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий
менее общего порядка.

Для философии исходный пункт исследования — это человек, а
для социологии — общество. Это не означает, что социология уходит от человека,
общество в данном случае такой исходный пункт, за которым стоит весь мир
человека: его действия, социальные группы, социальные институты, социальные
процессы, которые в конечном итоге приводят к человеку с его потребностями и
интере­сами. Если философия изучает сущность человека, лич­ности, то социология
— личность как социальный тип.

Целью для философии выступает выработка мировоз­зрения,
процесс формирования, утверждения и ниспро­вержения которой может длиться в
течение целой эпохи или формации, а для социологии — получение достовер­ной,
истинной картины современного мира и решение конкретных общественных проблем
своего времени.

Если философия решает общественные проблемы умозрительно,
руководствуясь определенными установка­ми, развитие которых происходит на
основе цепи логи­ческих размышлений, то социология старается решать
общественные проблемы на основе научных методов по­знания действительности. О
том, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов
эмпирической (опытной) науки, в свое время говорил еще О.Конт.

Философия использует, например,
диалектико-материалистический метод (это свойственно для сторонников марксизма)
и исторический подход. Социология выраба­тывает свой социологический подход —
системный, раз­личные методы: структурно-функциональный, сравни­тельно-типологический,
типологический, интерпретации, социометрии и моделирования.

Философия и социология — это две самостоятельные социальные
науки, которые находятся в отношении диа­лектического взаимодействия и
тождества основополага­ющих принципов понимания мира, а не включение одно­го в
другое, и тем более отношение части и целого, или субординации.

В то же время в основе многих понятий социологии лежат
категории, законы и принципы философии. Они являются продолжением и
конкретизацией философских категорий, например: социальная общность, социальная
структура, социальное взаимодействие, социализация, со­циальный контроль,
социальные институты и др.

Но, как уже говорилось, неправомерно будет сводить предмет и
категориальный фонд социологии к социаль­ной философии, так как для социологии
характерно рас­смотрение общества в более специфических понятиях, чем
философские абстракции. Также для социологии очень важно, чтобы их можно было
соотнести с эмпири­чески проверяемыми фактами. Ярким подтверждением этому
является отмеченное выше высказывание В.А.Ядова: «Основные понятия
макросоциологической теории, в отличие от философских категорий, — не мате­рия
и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура,
социальная организация; не чело­век, но личность как социальный тип и процессы
социа­лизации индивидов; не социальные отношения в их сущностной глубинной
основе, но скорее социальное взаимо­действие и социальные взаимосвязи, в основе
которых — глубинные социальные отношения, непосредственно эм­пирически не
схватываемые, Т.к. они представляют до­статочно глубокую философскую
абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частносоциологических тео­рий:
ролевого поведения личности, форм социальной ор­ганизации и др.» 1320. С.11].
Из этого становится ясно, что философия не в состоянии непосредственно перера­батывать
данные общественной жизни, только социоло­гии под силу осуществить эту задачу,
используя свои соответствующие уровни. Только с помощью социологии можно решать
проблему человека конкретно-историчес­ки, а не абстрактно. Несмотря на
трудности становления социологии, она является наиболее развитой областью
общественного знания, которая позволяет получить це­лостную картину отношения
человека к миру.

История. Социология, как и история, имеет объектом и
предметом своего исследования общество и его законо­мерности в их конкретных
проявлениях. Они обе воспро­изводят социальную действительность в единстве
необхо­димого и случайного. Так или иначе, каждая из них базирует свое знание
на исследовании конкретных фактов

общественной жизни. Между данными науками сущест­вует
множество точек соприкосновения и взаимодейст­вия, несмотря на это, существуют
и различия. Если исто­рия пытается реконструировать прошлую деятельность людей,
обращая главное внимание на ее неповторимость и индивидуальность, то для
социологии важнее социаль­но типичное, процесс превращения единичного в особое
и всеобщее. Если история преимущественно воспроизво­дит (описывает и объясняет)
социальный процесс post factum, то социология — in factum, Т.е. она способна
лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной
системы. Если историчес­кая наука изучает только то, что свершилось и вошло в
историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь
при этом социальным пла­нированием и прогнозированием.

Хотя знания о прошлом очень важны, но они не в состоянии
полностью объяснить настоящее и тем более помочь предвидеть будущее. Современность
всегда отли­чается от прошлого. То, что раньше было целью и резуль­татом, в
настоящее время превращается в предпосылки, условия и средства для новой
деятельности. А задача социологии и состоит в том, чтобы зафиксировать это
новое на уровне социально типичного.

В отличие от истории, которая изучает все сферы, стороны,
формы проявления общественной жизни, соци­ология изучает в обществе только
«социальное». Поэтому объект социологии уже объекта истории.

Социологические выводы и положения непосредст­венно
опираются на обобщение исторического опыта и исторических фактов. Развитие
исторических исследова­ний является необходимым условием, важной предпосыл­кой
для новых достижений в социологии и недопущения в ней излишней абстрактности,
отрыва от реальной дей­ствительности. Но вместе с тем расширение и углубление
социологических исследований дает возможность истори­кам преодолевать
описательно-фактологический подход при отражении исторического процесса,
осуществлять более глубокий его анализ, поднимаясь до широких исто­рических
обобщений. Таким образом, социология вместе с социальной философией выступает
как общетеорети­ческая и методологическая основа исторической науки.

Следует отметить, что и социология, и история стал­киваются
с двумя проблемами. Во- первых, с наличием в обществе объективных, не зависящих
от воли и сознания людей закономерностей, которые причинно детермини­руют
содержание, характер и направление его развития. Во-вторых, с существованием
индивидуальных, неповто­ряющихся явлений и процессов, которые невозможно
причинно объяснить, но которые носят закономерный характер, оказывая при этом
существенное влияние на «зигзаги» в развитии общества и его истории [см.: 251.
С.46].

Политология. Тесная взаимосвязь между социологией и
политологией определяется тем, что, во-первых, соци­альные общности, социальные
организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами полити­ки;
во-вторых, политическая деятельность это одна из основных форм
жизнедеятельности личности и общнос­тей, которая непосредственно влияет на
социальные из­менения в обществе; в- третьих, выявить закономерности
политической жизни можно, только учитывая особеннос­ти общества в целом как
социальной системы; в-четвер­тых, политика очень широкое, сложное и
многогранное явление, в связи с этим она находит свое проявление во всех сферах
общественной жизни (социальная политика, экономическая политика, культурная
политика и т.д.), при этом во многом определяет развитие общества в целом; в-
пятых, общество нельзя понять и изменить без знания влияния, которое оказывают
на него существую­щие в нем политические структуры и различные полити­ческие
режимы [см.: 267. С.17].

Несмотря на это, социология и политология совер­шенно разные
науки. Социология исследует социальную реальность, социальную жизнь общества,
изучает людей и общности как объекты и субъекты деятельности, отноше­ний и
поведения. Политология же изучает политическую действительность, политическую
жизнь общества. Поэто­му между этими двумя науками существует взаимодейст­вие,
и не случайно на их стыке возникла новая особая дисциплина — социология
политики.

Важнейшим объектом рассмотрения социологии и политологии
является гражданское общество. Но если соци­ология анализирует гражданское
общество с позиций его социальной структуры, социального статуса личности,
классов и других социальных групп, наций и народнос­тей, их взаимодействия и
т.п., то политологию в данном случае интересуют прежде всего права и
обязанности гражданина, структура политической системы, полити­ческие
отношения, место, роль и функции существующих политических институтов и
организаций и т.д. Все силы политологии направлены на всеобщий анализ проблем
власти. Социология же пытается раскрыть закономернос­ти политической жизни,
чтобы на основе этого оптимизи­ровать ее структуры, органы власти и т.д., а это
возможно только при условии изучения общества в целом как соци­альной системы,
что и выступает предметом социологии.

Экономическая наука. Экономическая наука изучает
закономерности и формы развития отношений, которые складываются в процессе
производства, обмена и распре­деления материальных благ. Так как основной
формой деятельности общества выступает материальное произ­водство,
экономическая деятельность, то, естественно. социология тесно взаимодействует
также и с теорией этой деятельности — экономической наукой. Ведь на эволю­цию
социальной деятельности, поведения и отношений оказывают прямое и
опосредованное влияние как ради­кальные сдвиги в средствах труда, так и
происходящие в связи с этим изменения места и роли человека в произ­водственном
процессе.

Трудовая деятельность меняется с учетом развития человека
как социального существа — что как раз и изучает социология. Ученые в развитых
странах мира уже давно выявили взаимосвязь повышения производитель­ности труда
с увеличением потребностей работника, с формированием на рабочем месте
человеческих отноше­ний и т.п.

Таким образом, речь уже идет не о развитии работника как
простого исполнителя и носителя определенных про­изводственных функций, а о
субъекте целостной созна­тельной деятельности, в которую включаются и
целеполагание, и осуществление целей, и поиск оптимальных путей их достижения,
а значит, и постоянную корректи­ровку самой себя.

Так как условием жизнедеятельности человека являет­ся способ
производства, лежащий в основе всех социаль­ных отношений и процессов, то
естественно, что многие направления экономических исследований непосредственно
смыкаются с направлениями социологических ис­следований. В то же время многие
направления социоло­гических исследований (социология труда, социология города,
социология деревни и др.) в значительной степе­ни основываются на экономических
исследованиях.

Социология как наука имеет существенные отличия, а также
много общего и с другими науками. Так, в отличие от литературы, искусства,
отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология
осуществляет изучение общества, используя знание объ­ективных социальных
закономерностей и связей. Напри­мер, если главное внимание психологии
сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его воспри­ятия, то
социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных
связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуаль­ного
«Я», а для социологии — проблемы межличностного взаимодействия «Мы». Изучаемая
личность для социолога — это субъект и объект социальной связи, взаимодейст­вий
и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных
позиций, ролевых ожида­ний и т.д. Социология берет из психологии теорию моти­вов
поведения, личных и массовых действий, что высту­пает необходимой составной
частью исследования пове­дения личности в коллективе и обществе.

У социологии много общего с такими науками, как демография,
статистика, антропология, психология и др. Эта общность заключается в том, что
они используют общие методы для получения знания. Ведь опросы и наблюдения
использует не только социология, но и пси­хология. статистика, журналистика,
медицина и т.п. Экс­перимент как метод находит свое широкое применение и в
психологии, экономике и в естественных науках. Кон-тент- анализ проводят в
литературе, истории и юриспру­денции.

Особо следует отметить наличие связи социологии с
естественными и точными науками. Например, в результате взаимодействия ее с
биологией нашел свое специфическое выражение системный подход, начали
развиваться социальная экология и социальная медицина. Растет и крепнет связь с
математикой, в настоящее время трудно представить социологию без специальных
математичес­ких методов, которые позволяют обеспечить высокую эффективность и
достоверность проводимых эмпирических исследований.

Очевидна также связь социологии с правовыми наука­ми,
изучающими юридические нормы, которые с помо­щью законов регулируют социальное
поведение людей и закрепляют определенные отношения внутри общества.

Социология оказывает большое влияние на развитие этики и
эстетики. Она предоставляет им количественную и качественную оценку степени
развитости норм и цен­ностей, которые регулируют отношения между людьми. Она
позволяет установить уровень зрелости эстетического вкуса, пути и формы
удовлетворения духовных потреб­ностей населения и т.п. В то же время социология
опира­ется на понятия и выводы эстетики при изучении не только проблем
искусства, но и всей духовной жизни обще­ства, проблем молодежи, образования,
воспитания и т.д.

Таким образом, если частные науки (политология,
экономическая теория, юридические дисциплины и т.д.) обращают главное внимание
на рассмотрение отдельных сфер и сторон жизни с точки зрения их внутренних,
специфических законов, то в социологии они уже иссле­дуются не сами по себе, а
как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, отношений и поведе­ния.
В данном случае они включаются в новые связи и отношения, тем самым приобретают
характер элементов общества как социальной системы, которая осуществляет
воспроизводство определенных типов личности как субъ­ектов деятельности. Так,
по мнению М.Вебера, социоло­гия начинается там, где обнаруживается, что
экономичес­кий человек — это слишком упрощенная модель челове­ка. Таким
образом, будет правомерно сказать, что утверждение социологии в своих правах
происходит тогда, когда преодолеваются и другие односторонние представле­ния о
человеке (юридические, политические и др.).

Все это означает, что важное значение имеет не только
специфика каждой из наук, но также и их интеграция, так как это позволяет иметь
более или менее целостное пред­ставление о всей системе социально-гуманитарного
зна­ния. И необходимо отметить особую роль и место социо­логии в этой системе.

Она помогает в формировании соответствующих ре­альностей, а
также гуманистических ценностей и соци­альных установок, норм и принципов
жизни, опираясь для этого на раскрытые ею законы социальной деятель­ности,
отношений и поведения личности и различных общностей.

Таким образом, социологию можно сравнить с широ­ким окном в
мир. Чем внимательнее мы будем в него вглядываться, тем лучше будем понимать
себя и окружа­ющих нас, а значит, сможем глубже осознать, что необхо­димо
изменить в обществе и как лучше это можно осуще­ствить своими силами.

Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими
науками привели к появлению целого ряда от­раслей в социологии — экономической
социологии, ин­дустриальной социологии (социологии труда), социоло­гии
образования, социологии культуры, социологии по­литики и др. Именно на
междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолин­гвистика
и находится на стадии становления социопедагогика. Как отмечает Ж.Т.Тощенко,
вклад социологии для всех этих новых направлений науки состоит, «во-первых, в
«замыкании» проблематики на структурных, социально-групповых носителях особых
интересов, во-вторых, в ши­роком использовании специфических методов и приемов
исследования, дающих возможность расширить фактоло­гическую базу всего
гуманитарного знания» [274. С.37].

Практически нет сферы общественной жизни, которая бы не
подверглась социологическому анализу и исследо­ванию как в теоретическом, так и
в прикладном аспектах. Это позволяет социологии широко взаимодействовать со
многими социально-гуманитарными науками и не только влиять на характер их
научного развития, но и также испытывать обратное воздействие. В связи с
включением социологии в общий контекст междисциплинарных свя­зей растет роль
социологии, обогащается ее теоретико-методологический фундамент и арсенал
методических средств исследования социальной реальности и возникает возможность
комплексного подхода к изучению социаль­ных проблем.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ