ТЕМА 17 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — § 1. ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ —...

ТЕМА 17 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — § 1. ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — Финансы и их роль. :: vuzlib.su

11
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ТЕМА 17 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — § 1. ФИНАНСОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ — Финансы и их роль.

.

ТЕМА 17 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — § 1.
ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — Финансы и их роль.

  Очень важным и эффективным рычагом воздействия на
макроэкономику являются финансы, которыми обладает государство. Финансы (лат.
finan-cia — наличность, доход) — совокупность всех денежных средств, которыми
обладают домашние хозяйства, предприятия и государство.

Давайте рассмотрим структуру финансовой системы и
взаимосвязи между ее основными частями.

На уровне микроэкономики — на предприятиях и в домашних
хозяйствах — образуются первичные финансы. Здесь собственники факторов
производства применяют труд и его вещественные условия для получения первичных
доходов, в том числе денежных средств. Эта исходная финансовая деятельность
включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством
начального распределения доходов) и расходования таких средств.

На уровне микроэкономики доходы и расходы балансируются
(уравновешиваются) следующим образом. На предприятиях состояние финансов
отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные
доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами
(затратами на текущее потребление и сбережения).

Первичные финансы на уровне макроэкономики служат базой
вторичных финансов государства. Они образуются в результате последующего
распределения (или перераспределения) доходов главным образом с помощью
налогов. Налоги — обязательные платежи предприятий и населения, которые
государство взимает с учетом величины первичных доходов.

Возрастание регулирующей роли государства привело к
абсолютному увеличению объема финансовых ресурсов, которыми оно стало
располагать, и относительному увеличению доли государства в совокупной сумме
денежных средств общества. Если в начале столетия в ведущих западных странах
через государственные финансы перераспределялось 9-18 % национального дохода, то
с 60-70-х гг. — 50 % и более. Новые явления в развитии финансов обусловлены
научно-технической революцией, расширением нерыночного сектора экономики,
усилением интернационализации производства и возрастанием воздействия
государства, на экономику. В связи с этим можно отметить несколько современных
направлений финансового регулирования (рис. 17.1.).

                     Финансовое  регулирование  экономики

Затраты на научные исследования

Воспроизводство квалифицированной рабочей силы

Военные расходы

Затраты на социальные цели

Улучшение воспроизводства капитала

Расширение потребительского рынка

Рис.17.1. Современные направления государственного
финансирования экономики

Для финансирования научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ государство начало активно проводить программы
инвестиций в своем секторе и стимулировать накопление капитала в общественном
масштабе. Средства государственного казначейства широко расходуются на кредиты,
субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимательскому капиталу в
соответствии с различными программами экономического развития. Важным
направлением государственного финансирования являются возросшие расходы на
образование, постоянное изменение профессиональной структуры и повышение
квалификации рабочей силы. Такие затраты бизнесмены перекладывают на
государство.

Обобществленные финансы играют важную роль в расширении
государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет
внутренний рынок и обеспечивает крупному капиталу высокую норму прибыли. Этим
же целям соответствуют государственные закупки товаров и услуг на военные цели.
Расходы государства на оплату военных заказов, крупные налоговые льготы делают
очень выгодным производство вооружений.

Регулированию экономики способствуют расходы на социальные
цели. Они позволяют расширить потребление товаров и услуг, поскольку
ассигнование на социальную инфраструктуру (строительство школ, больниц, жилых
домов) расширяет рынок сбыта для многих отраслей хозяйства.

Структура и объемы государственных финансов, их роль в
воспроизводстве и распределении совокупного общественного продукта в странах
Запада существенно изменяются в зависимости от характера хозяйственной роли
государства. Заметное влияние на последнюю оказывают экономические теории
финансового регулирования. С 60-х годов наибольшее распространение получили
монетаристская и неокейнсианская концепции, которые обосновывают разные способы
эффективного воздействия денежного обращения, кредита и государственных
финансов на хозяйственное развитие.

В основе взглядов монетаристов лежит количественная теория
денег. Как мы уже выяснили, эта теория объясняет уровень товарных цен
изменениями количества денег: чем больше денег (металлических и их бумажных
заменителей) в обращении, тем цены «выше, и наоборот. Во второй половине
XX в. западные экономисты выдвинули новый вариант количественной теории денег —
теорию избыточного спроса. Причину инфляции они усмотрели не в росте денежной
массы, а в увеличении потребительского спроса. Исходя из этого были разработаны
практические методы изъятия избыточного спроса населения: повышение налогов,
выпуск займов, замораживание заработной платы, осуществление
«принудительных сбережений». С этих позиций после второй мировой
войны в странах Запада проводились денежные реформы, в том числе применялось
так называемое блокирование счетов вкладчиков в банках. Подобную же политику
западные государства и Международный валютный фонд применяли к развивающимся
странам, имевшим большую внешнюю задолженность.

В противовес монетаризму современные последователи концепции
Дж. Кейнса — неокейнсианцы считают необходимой денежную экспансию (путем
выпуска облигаций, государственных займов и других операций на открытом рынке).
Они отдают предпочтение таким финансовым рычагам, как предоставление фирмам
льготных государственных кредитов (особенно при экспорте товаров),
субсидирование крупного капитала в прямой или скрытой форме, дефицитное
финансирование государственных закупок товаров и услуг (в первую очередь —
вооружений). Главное внимание неокейнсианцы уделяют разработке фискальной
политики.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ