3. Метод и методология марксизма :: vuzlib.su

3. Метод и методология марксизма :: vuzlib.su

48
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3. Метод и методология марксизма

.

3. Метод и
методология марксизма

Жизненность
марксизма как теоретической концепции обеспечивают в решающей степени
марксистский диалектический метод познания, включающий характерный способ
подхода к действительности и определенные приемы исследования, марксистская
творческая методология в виде совокупности приемов анализа и учения о методе.
Как отмечал Ф.Энгельс, “выработку метода, который лежит в основе марксовой
критики политической экономии, мы считаем результатом, который по своему
значению едва ли уступает основному материалистическому воззрению” [1,
т. 13, с. 497].

Марксов
метод – это подлинная душа и движущая сила марксизма. Недаром Ф.Энгельс
писал: “…Все миропонимание… Маркса – это не доктрина, а метод. Оно
дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод
для этого исследования” [1, т. 39, с. 352].

Постараемся
охарактеризовать главные черты Марксова, марксистского метода. Сразу отметим
три момента. Первый – что некоторые его черты (например,
философско-материалистический, диалектический подходы) в чем-то совпадают с
познавательными методами исследования других, предшествующих мыслителей и
философов, хотя у них данные подходы интерпретировались иначе, чем в марксизме.
Второй момент – что Марксову методу присущи черты, существенно отличающие
его от методов изучения других философов, исследователей. Например –
революционность Марксова метода, свои, самостоятельные и оригинальные ответы на
главнейшие и острейшие проблемы современности, вопросы прошлого, настоящего и
будущего. Третий момент, и главнейший, – что в своей целостности и
единстве Марксов метод как коренным образом отличается от других способов,
приемов изучения действительности, так и являет собой великий прорыв в науке и
методологии, подлинное новое слово в методах исследования объективных
процессов. Этот метод обеспечивает и дает наиболее точные и глубокие научные,
теоретические результаты, которые затем постоянно творчески развиваются и
обогащаются на основе данного метода, поднимаются от одной качественной ступени
к другой, более высокой.

Выделим, как нам
представляется, пять основных черт метода К.Маркса, методологии марксизма,
ссылаясь на слова самого К.Маркса, а также Ф.Энгельса и В.И.Ленина.

Первая
черта – материалистическая диалектика, в противоположность идеалистической
диалектике. Как писал К.Маркс, “мой диалектический метод по своей основе не
только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью” [1,
т. 23, с. 21]. Ибо он опирается на материализм, но не примитивный и
вульгарный, а сложный, постоянно развивающийся на основе новых открытий. Причем
материалистическое в основе развитие осуществляется не метафизически, а именно
диалектически, т.е. во всеобщих связях и взаимозависимостях, в постоянном
движении и изменении, в переходе количественных изменений в качественные, в
проявлении и разрешении противоречий, выражающих единство и борьбу
противоположностей как источник всякого развития.

Вторая
черта – исторический и конкретно-исторический подход, исследование в
единстве прошлого, настоящего и будущего, преемственности и новации,
непрерывности и прерывности. Как писал К.Маркс, “наш метод показывает те
пункты, где должно быть включено историческое рассмотрение предмета…” [1,
т. 46, ч. I, с. 449]. Причем данную историчность К.Маркс
рассматривает и как уже состоявшуюся, и как предстоящую, как грядущую фазу,
ступень истории. В.И.Ленин отмечал: “Весь дух марксизма, вся его система
требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь (a) исторически;
(b) лишь в связи с другими; (g) лишь в связи с конкретным опытом
истории” [2, т. 49, с. 329].

Третья
черта – диалектическое единство широты и глубины анализа, сочетание
всесторонности, полноты исследования объективной реальности с обязательным
выделением из всей совокупности факторов самого сущностного, определяющего,
решающего, глубинного явления и фактора – главных закономерностей и
тенденций, основных противоречий, коренных основ, наиболее существенных черт и
характеристик исследуемых явлений и процессов. Это обеспечивает научную
обоснованность и объективность делаемых теоретических выводов, ставит преграду
на пути произвола, волюнтаризма и субъективизма в истолковании происходящих
процессов. В.И.Ленин писал в статье “Карл Маркс”: “Марксизм указал путь к
всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и
упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность вcex
противоречивых тенденций, сводя их к точно определенным условиям жизни и
производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в
выборе отдельных “главенствующих” идей или в толковании их, вскрывая корни без
исключения всех идей и всех различных тенденций в состоянии материальных
производительных сил” [2, т. 26, с. 57-58].

Это очень важный
методологический принцип познания марксизма. Многие исследователи на Западе
также используют широкий набор фактов и факторов при изучении и объяснении
реальных процессов. Так буржуазные авторы теорий “социальной стратификации” при
характеристике социально-классовой структуры капиталистического общества широко
используют концепцию “многих факторов”, где многие факторы просто уравнены и
нивелированы, без выделения среди них приоритетных и решающих. При этом они
используют не только социальные, политические, культурные, поведенческие,
психологические, но и важные экономические факторы анализа, прежде всего доход
и занятость, что делают и марксистские исследователи. Но на этом они и
останавливаются. Дальше, глубже, как марксисты, они не идут. Сам корень, существо
социально-классового расслоения, заключающиеся в отношении людей к
собственности, к средствам производства, они раскрывать не собираются. Здесь
пролегает решающая линия раздела между марксистским и немарксистскими,
буржуазными методами познания. Главное их отличие и противоположность – в
раскрытии или затушевывании сущности предмета, в выявлении или сокрытии его
коренных основ и причин.

Четвертая
черта – критичность и революционность Марксова, марксистского метода.
К.Маркс писал, что применяемая им как метод диалектика в объяснение
существующего “включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой
гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно
также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому
существу своему критична и революционна” [1, т. 23, с. 22].

Марксистский
метод нацелен не только на всестороннее и глубокое изучение реальной живой
жизни путем анализа точных данных и фактов действительности, не только на
научное и критическое объяснение ее в развитии, динамике, противоречиях, но и
на активное, конструктивное, созидательное изменение, преобразование в лучшую
сторону самой действительности эволюционным или революционным путем. Известны
слова К.Маркса в “Тезисах о Фейербахе” о том, что “философы лишь различным
образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его” [1,
т. 3, с. 4]. Вот почему, подчеркивал Ф.Энгельс, наука была для
К.Маркса “революционной силой… Ибо Маркс был прежде всего революционер… Его
стихией была борьба. И он боролся с такой страстью, с таким упорством, с
таким успехом, как борются немногие” [1, т. 19, с. 351].

Последовательная
критичность и решительная революционность – это уникальная черта
марксистского метода, выделяющая его из многих других методологических
подходов, ставящая его и в целом марксизм над многими другими течениями научной
мысли. Это черта, вызывающая ненависть и злобу у хозяев эксплуататорского,
антинародного, античеловеческого строя и, наоборот, полную поддержку,
солидарность у трудящихся масс, борцов за освобождение, справедливость,
создание подлинно народного общества во многих странах мира. Критичность и
революционность – это мощнейшее духовное оружие конструктивного
переустройства общества, движения в будущий новый мир.

Пятая
черта – целостность и единство синтезирующего диалектического охвата
реально неразрывных, единых и в то же время внутренне противоречивых явлений в
мире, природе, обществе, человеке, познании. Эта завершающая синтезирующая
черта Марксова метода при всей значимости предшествующих подходов, и именно
опираясь на них, дает уникальную возможность в целостности и единстве
исследовать материальное и идеальное, материю и сознание, бытие и мышление,
общее, особенное и единичное, взаимоперехода между ними и взаимовоздействие.
При этом не впадая в односторонности (стихийный, созерцательный, вульгарный
материализм или абстрактный идеализм) и сочетая выделение одних –
определяющих сторон, с другими – играющими активнейшую воздействующую роль
в целостном и едином всеобщем развитии.

Недостаток
целостного, всеобъемлющего подхода в исследовании действительности ведет,
например, к тому, отмечал К.Маркс, “что деятельная сторона, в противоположность
материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно…” [1, т. 3,
с. 1]. Синтезирующий подход, “новый материализм”, как назвал его К.Маркс,
должен избегать таких упущений и односторонностей, ведущих к выпадению из
целостного анализа важных сторон единого и всеобщего мирового процесса.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ