Глава 5. Объективно-субъективная диалектика общественного развития :: vuzlib.su

Глава 5. Объективно-субъективная диалектика общественного развития :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава 5.
Объективно-субъективная диалектика общественного развития

.

Глава 5.
Объективно-субъективная диалектика общественного развития

Человеческая
история закономерна и альтернативна, она покоится на прочных объективных
основаниях изменений и в то же время включает в себя активное воздействие на
них субъективной деятельности людей.

Единство и
целостность всемирной истории в диалектике закономерного и случайного,
объективного и субъективного, определяющей общественной тенденции и
вариантности альтернатив и выборов, общего, особенного и отдельного образует
естественноисторический самодвижущийся процесс во всей его сложности и
противоречивости. Он совершается путем перехода от одной количественно и
качественно определенной фазы развития к другой, обычно более высокой, но с
возможностями обратного направления, вспять, назад. Этим фиксируется
причинно-следственная последовательная смена фаз, ступеней, стадий
общественного развития, носящая или объективно закономерный, или отступающий от
этой объективной закономерности характер, характер “неестественности”,
аномалии. Как отмечал русский философ и писатель, революционный демократ
Н.Г.Чернышевский, “действие не бывает без причины; когда есть причина, действие
непременно будет, все на свете происходит по причинной связи… Связь причины и
действия естественна и неизменна; ничего противного ей не может случиться, все
требуемое ею непременно должно произойти” [16].

Скажем,
застопорки, кризисы, повороты вспять, крушения в общественном развития на
первый взгляд выступают как опровержение естественноисторического хода развития
человеческого общества. Но только на первый взгляд. На деле же они вплетены в
данный целостный и единый, закономерный процесс, ибо выражают сложнейший
процесс возникновения, проявления и разрешения общественных противоречий,
замедления в преодолении и снятии острейших противоречий развития,
возникновения опасных несоответствий в действиях объективного и субъективного
факторов и отсюда как бы недопустимого и пагубного в развитии.

К.Маркс писал:
“Кризисы мирового рынка должны рассматриваться как реальное сведение воедино и
насильственное выравнивание всех противоречий буржуазной экономики. Поэтому те
отдельные моменты, которые таким образом сводятся воедино в этих кризисах,
должны выступать и прослеживаться в каждой сфере буржуазной экономики, и по
мере того, как мы все дальше и дальше проникаем в эту экономику, мы должны, с
одной стороны, раскрывать все новые и новые определения этого противоречия, а с
другой стороны, показывать, как в более конкретных формах его повторяются и
содержатся его более абстрактные формы” [1, т. 26, ч. 2,
с. 567].

Спады, кризисы,
провалы, в целом депрессивные, регрессивные, аномальные, разрушительные явления
есть другая, обратная сторона естественноисторического общественного процесса,
полного противоречий, их разрешений и неразрешений, а потому и
социально-экономических антагонизмов. Но, что самое важное, общественного
процесса, в главном, в доминирующей, превалирующей, в “красной линии”, по
ленинским словам, двигающегося вперед, вверх, в направлении подъема, роста,
прогресса, качественного совершенствования и обновления.

Русский философ
и революционный демократ В.Г.Белинский считал, что “человечество движется не
прямой линией и не зигзагами, а спиральным путем” [17, т. 1, с. 380].
В результате и в итоге этого “развитие … есть ход вперед,
следовательно улучшение; успех, прогресс” [17, т. 3, с. 767].

По словам
Ф.Энгельса, “история имеет свой собственный ход, и сколь бы диалектически этот
ход ни совершался в конечном счете, все же диалектике нередко приходится довольно
долго дожидаться истории” [1, т. 20, с. 430]. Вот так. Какая
блестящая мысль! Диалектика лежит в основе исторического процесса. Но этот
реальный исторический процесс из-за действия противоречий и непредсказуемой
часто диалектики объективного и субъективного факторов настолько сложен, что
более закономерной и определенной общественной диалектике приходится нередко
немалое время ждать, пока и когда “капризная” реальная история повернет на
путь, реализуемый общественной диалектикой.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ