Глава 8. уроки взлетов и падений социализма в XX веке :: vuzlib.su

Глава 8. уроки взлетов и падений социализма в XX веке :: vuzlib.su

7
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава 8. уроки
взлетов и падений социализма в XX веке

.

Глава 8. уроки
взлетов и падений социализма в XX веке

Нередко можно
услышать или прочитать, будто социализм в России и вообще в мире умер. Ничего
подобного. И не может умереть. Ибо он рожден потребностями и надеждами
народов и является самым живым, развивающимся, растущим общественным явлением.

Его
потенции – и объективные, особенно в отношениях людей и народов, и
субъективные, в сознании, настроениях, ценностях, ориентациях людей и
народов – сохранились в России, в большинстве стран СНГ у очень
значительных масс людей различных поколений. В этих странах социализм
вовсе не разбит, не добит окончательно. Действуют и активизируются
коммунистические партии, многие социалистические, социал-демократические, левые
партии. Активизируется международное коммунистическое и социалистическое
движение, большая роль в общественной жизни многих стран мира принадлежит
социалистическим, социал-демократическим, вообще левым партиям, стоящим у
власти, борющимся за власть, приходящим к власти.

Выдающийся
американский ученый и социалист Майкл Харрингтон (с которым я несколько раз
встречался) в 1989 г. опубликовал свою последнюю книгу “Социализм. Прошлое
и будущее”. По его оценке, нынешний огосударствленный капитализм благодаря
планомерным усилиям (а вовсе не действию “невидимой руки” рынка) создал новый
экономический порядок для богатых не только за счет эксплуатации материальных и
людских ресурсов Азии, Африки и Латинской Америки, но и использования новых
организационных возможностей капитализма при эксплуатации рабочих и всех
трудящихся в своих странах.

Этому порядку
новый социализм должен противопоставить обновленную систему производства и
распределения, находящуюся под постоянным демократическим контролем тружеников.
Главный вывод М.Харрингтона в том, что “существующее социалистическое движение,
несмотря на его временные поражения, остается единственной надеждой в теории и
практике свободы, адекватной задачам XXI века”. С этим можно только
согласиться.

Научно оценивая
главные уроки теории и практики социализма в СССР и в других странах мира за
восемьдесят с лишним лет (1917–2000), целесообразно остановиться на такого рода
уроках развития социализма как положительного, так и отрицательного характера.
Ибо всегда следует учитывать те и другие, делая упор на положительное и не
повторяя крупных ошибок, промахов и провалов.

Уроки развития
социализма в XX столетии, по нашему мнению, следует извлекать из следующих
восьми основных теоретических и практических наработок, общественных явлений:
1). Теоретическое и практическое наследие К.Маркса и Ф.Энгельса, включая
их лидерство в международном рабочем и коммунистическом движении.
2). Ценнейший опыт ленинской теоретической и практической деятельности по
руководству в течение первых шести лет (конец 1917–1923 гг.) движением
России-СССР к социализму. Гений В.И.Ленина позволил создать бесценный и
богатейший опыт социалистических преобразований. А сам ленинский период,
ленинский этап в развитии социализма следует определить как наиболее
диалектически творческий, поучительный, адекватный социалистическому существу,
а потому и всемирно притягательный. 3). Послеленинский опыт развития
СССР-России (1924–2000 гг.). 4). Практический опыт социалистического
развития стран Центральной и Восточной Европы, Азии, Америки, всей мировой
социалистической системы. 5). Теоретические разработки крупнейших лидеров
социалистических стран, развивших, конкретизировавших и обогативших диалектику
общего и особенного в развитии социализма. 6). Теоретические разработки
многих деятелей международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного
движения, касающихся проблем движения к социализму и его образа, практического
воплощения. 7). Концепции “еврокоммунизма” 60–70-х гг., выражающих
реакцию руководства многих компартий стран Западной Европы на недостатки и изъяны
в социалистическом развитии СССР (так называемого “реального социализма”),
прежде всего в связи с ограничениями и слабым обеспечением демократии, прав
человека, плюрализма мнений. 8). Новейший опыт в 80-е и особенно в
90-е годы, после развала СССР, социалистического развития прежде всего
Китая и Вьетнама, демонстрирующих новые пути общественного реформирования,
ведущего к мощному экономическому, социальному, духовно-культурному подъему
данных социалистических стран и к значительному повышению благосостояния и всех
сторон жизнедеятельности людей (в чем я смог убедиться, побывав в ноябре 1996 г. в Китае).

Значение уроков
развития социализма почти за столетие, как представляется, в том, что они
позволяют выделить: 1) то положительное, на что следует опираться в социалистическом
развитии; 2) то отрицательное, те ошибки и просчеты, которые необходимо
избегать; 3) те советы и заветы, прежде всего В.И.Ленина, которые
необходимо было практически реализовать, но чего не было сделано; 4) тот
новый опыт в социалистической теории и практике, который следует использовать,
которым следует обмениваться, которому полезно учиться.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ