2. Обеспечение постоянного движения социализма вперед, преодоления противоречий, трудностей, ошибок :: vuzlib.su

2. Обеспечение постоянного движения социализма вперед, преодоления противоречий, трудностей, ошибок :: vuzlib.su

9
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2. Обеспечение постоянного движения социализма вперед, преодоления
противоречий, трудностей, ошибок

.

2. Обеспечение
постоянного движения социализма вперед, преодоления противоречий, трудностей,
ошибок

Очень важный
урок для социализма в XX веке сводится к тому, что становление и развитие
социализма есть сложный диалектический процесс. Он совершается через постоянно
объективно возникающие противоречия и в определенных и конкретных условиях
антагонизмы, через объективные трудности, требующие их своевременного выявления
и преодоления, при возможности появления и реальном наличии субъективно
обусловленных конфликтов, допускаемых партийным и государственным руководством
ошибок и промахов. В политической линии сверху могут допускаться искажения
и деформации, а в отдельных конкретных случаях проведение прямо деструктивного,
разрушительного политического курса.

Чтобы не стоять
на месте, не откатываться назад, а неуклонно идти вперед, развитие социализма
должно осуществляться динамично посредством постоянного накопления
количественных и качественных изменений, поворота от экстенсивных к интенсивным
методам общественного развития, своевременного проведения назревших реформ и
качественных революционных скачков, существенного обновления социализма в
соответствии с новыми этапами его прогресса и наивысшими общемировыми
цивилизационными достижениями.

Это самые
сложные уроки минувшего восьмидесятилетнего развития социализма, показавшего,
что для успешного и нарастающего его подъема нужны колоссальная энергия
народных масс, подлинное доверительное единство народа и
партийно-государственного руководства. При постоянном контроле снизу, со
стороны трудящихся, народных масс за деятельностью верхов, их избрания и
переизбрания по требованиям снизу. Необходима научно обоснованная, творческая,
принципиальная, смелая, подлинно революционная, открытая, демократическая
политическая линия руководства, понимаемая, поддерживаемая и принимаемая
трудящимися, народом как своя собственная линия действий, жизни и разделяемых
прогрессивных перспектив.

В целом на
опыте СССР и других социалистических стран можно выделить следующие восемь
основных общественных явлений, посредством которых разворачивается
социалистический процесс или которые возникают в ходе него: (1) объективно
возникающие противоречия как источник развития при их разрешении и причина
кризиса при их неразрешении и обострении, (2) антагонистические
противоречия, антагонизмы, (3) объективно обусловленные трудности,
(4) субъективно проявляемые конфликты, (5) ошибки и просчеты,
допускаемые политическим руководством, (6) искажения и извращения в
политической линии руководства, (7) проведение лидерами страны деструктивного,
подрывающего и разрушающего общественный организм курса развития, наподобие
“культурной революции” в Китае почти на 10 лет с 1966 г., (8) кризисные явления и кризисы разной степени и глубины, деформации
социалистического общества как результат обострения и умножения неразрешенных
противоречий, антагонизмов, неисправления допущенных ошибок, пагубного
воздействия продолжающегося деструктивного политического курса и т.п.

В первые
шесть лет становления социализма в СССР В.И. Ленин показал блестящие и образцовые
примеры обеспечения развития социализма вперед, к росту и подъему посредством
практических мер по разрешению выявленных противоречий, снятию конфликтов и
кризисных ситуаций, исправлению допущенных ошибок и промахов, преодолению
трудностей, проведению реформ и революционных изменений, совершенствованию и
обновлению политической линии и политического руководства. В.И.Ленин не
замалчивал и не преуменьшал имеющиеся трудности, проблемы, противоречия,
признавал допущенные, в том числе лично им, ошибки и просчеты, не “списывал” их
на других, на объективные условия, как делали, к сожалению, последующие лидеры
в СССР. Он писал в октябре 1921 г., что нужно настойчиво учиться науке
социалистического строительства, “проверяя практическим опытом каждый свой шаг,
не боясь переделывать начатое неоднократно, исправлять свои ошибки, внимательно
вникая в их значение…” [2, т. 44, с. 152].

С присущей
ему научной гениальностью В.И.Ленин выделил основное, главные и ведущие
противоречия того переходного этапа в России. Основным классовым противоречием
антагонистического характера было, понятно, противоречие “между побежденным, но
не уничтоженным, капитализмом и родившимся, но совсем еще слабым, коммунизмом”
[2, т. 39, с. 271].

Главные
противоречия обусловливались наличием в России после Октябрьской революции пяти
существенно различающихся общественно-экономических укладов: патриархального,
мелкотоварного (который преобладал как мелкобуржуазная стихия),
частнохозяйственного капитализма, государственного капитализма, социализма.
Этим обусловливались пять новых форм классовой борьбы того времени.

Наряду с этими
главными противоречиями и антагонизмами, вытекающими из различий и
противоположностей общественно-экономических укладов, для социалистического
общественного организма как целостности главным было противоречие между новыми
и передовыми политической властью трудящихся и социальными отношениями,
базирующимися на общественной собственности, и существенно отсталыми от
общемирового уровня экономической и культурной областями жизни. В.И.Ленин
говорил о необходимости преодоления “старого обособления промышленности и
земледелия, этого самого глубокого противоречия, которое питало капитализм,
сеяло рознь между рабочими промышленности и рабочими земледелия…” [2,
т. 40, с. 108-109].

Для преодоления
данных основного, главных, ведущих противоречий, а также других противоречий в
ленинский период было сделано очень многое, социализм рос и укреплялся,
усиливал свою мощь и привлекательность.

Весной 1921 г. В.И.Ленин практически продемонстрировал, как необходимо быстро, эффективно, поистине
революционно выходить из острой кризисной ситуация. В начале марта 1921 г. вспыхнул Кронштадтский мятеж, в котором выразилось недовольство политикой “военного
коммунизма” и сложившимся положением не только значительной части крестьянства,
но и рабочих, одетых в солдатские и матросские шинели. По оценке В.И.Ленина,
этот мятеж явился самым большим внутренним политическим и экономическим
кризисом Советской России. Его причиной было недовольство крестьянства,
рабочих, части солдат продразверсткой. Но она не была запланированным
социалистическим мероприятием.

По словам
В.И.Ленина, “разверстка не “идеал”, а горькая и печальная необходимость” [2,
т. 43, с. 381]. Такова вынужденная диалектика развития, когда приходится
вводить не то, что идеально и желаемо, а то, что сурово необходимо. Выход из
кризиса В.И.Ленин нашел в замене продразверстки продналогом, что означало
либерализацию товарных отношений и частной торговли (нэп).

Последующий экономический
рост подтвердил правоту В.И.Ленина. Он умел делать крутые, революционные
повороты ради конечной цели и сохраняя главнейшие социально-политические и
экономические устои социализма: власть трудящихся, советский строй,
общественную собственность на решающие средства производства.

При разрешении
противоречий В.И.Ленин успешно применял новую форму – соединение
противоположностей. А именно: власть и свободу, уравнительность (т.е.
социальное равенство при распределении) и ударничество (т.е. дополнительное
материальное и моральное поощрение за наиболее эффективный труд).
В последующем такие соединения противоположностей стали меньше и с меньшей
эффективностью применяться.

Одним из первых,
если не первым в науке, В.И.Ленин сделал вывод, что объективные противоречия
рождают субъективно проявляемые конфликты, которые необходимо улаживать.
“…Противоречия неизбежно будут порождать конфликты, несогласованность,
трения” и т.п.” [2, т. 44, с. 350]. Происходящая при социализме
“величайшая в истории человечества смена труда подневольного трудом на себя не
может произойти без трений, трудностей, конфликтов, без насилия по отношению к
закоренелым тунеядцам и их прихвостням” [2, т. 35, с. 196].

Социалистические
революции начались в менее развитых капиталистических и отсталых
полукапиталистических, докапиталистических, феодальных, ранее колониальных
странах (Китай, Вьетнам, Монголия, Северная Корея, Куба). Революция в Германии
в ноябре 1918 г. не переросла в победоносную социалистическую, что могло
бы кардинально усилить социализм и существенно изменить весь ход всемирной
истории.

В.И.Ленин
называл также такую, “быть может, самую трудную задачу, практически решать
которую приходится Высшему совету народного хозяйства. Это задача трудовой
дисциплины” – введения новой дисциплины объединенного труда, дисциплины
“объединенных организованных рабочих и трудовых крестьян всей России… Эта
задача гигантской трудности, но зато и задача благодарная…” [2, т. 36,
с. 383, 385-386].

Ошибки в новом
деле социалистического строительства – дело неизбежное, но и требующее
четкой и быстрой реакции на них: выявления, признания, исправления ошибок,
учебы на ошибках. “Мы будем неизбежно делать ошибки, но на каждой ошибке теперь
будут учиться… миллионы трудящихся, которые на себе будут чувствовать
последствия каждой ошибки, сами будут видеть, что перед ними стоят неотложные
задачи учета и распределения продуктов, поднятия производительности труда, и
которые на опыте видят, что власть в их руках, что никто им не поможет, если
они не помогут себе сами…” [2, т. 37, с. 452].

Самая главная из
многих допущенных и исправленных ошибок, за которые несли ответственность и
признавали это все (партийное и государственное руководство, партийные съезды
принимаемыми решениями), в том числе и лично В.И.Ленин, состояла в неоправданно
большом забегании вперед в общественных преобразованиях в первые годы
установления Советской власти в России. А именно – в замене
ориентации на длительное и поэтапное практическое движение к началам социализма
стремлением сразу и быстро ввести в России коммунизм чуть ли не в его полном и
последовательном воплощении.

Признав данную
ошибку, В.И.Ленин, не откладывая, сформулировал и обосновал целую программу
практических действий и политическую линию развития, заменяющих нереальные
расчеты и предложения на реальные, отвечающие фактическому состоянию тогдашней
российской действительности. Речь идет о его блестящих диалектических
обоснованиях движения к социализму (не говоря уже о коммунизме) не
непосредственно, прямо, а опосредствованно, путем переходных мер, промежуточных
ступеней.

В целом
сложнейший процесс социалистического восхождения требует применения и
использования самых разнообразных средств и методов, обеспечивающих разрешение
противоречий, преодоление конфликтов и трудностей, исправление последствий
допущенных ошибок. Это и проведение заранее не запланированных, но нужных в
конкретной ситуации мер, и некоторые шаги назад, чтобы потом рвануться вверх.

Два главных
ленинских совета в обеспечении реальных социалистических успехов и
социалистического подъема сводятся к следующему: (1) составление реальных
планов развития, (2) главное внимание практическим делам, практическим
достижениям и свершениям.

Что касается
первенствующей роли практического созидания (а не разрушения, как было в
последние годы в России), практического обеспечения социалистического подъема,
то В.И.Ленин подчеркивал в октябре 1921 г.: “В свое время были нужны эти декларации, заявления, манифесты, декреты. Этого у нас достаточно… Но можно
ли народу продолжать показывать, что мы хотим строить? Нельзя! Самый простой
рабочий в таком случае станет издеваться над нами. Он скажет: “Что ты все
показываешь, как ты хочешь строить, ты покажи на деле – как ты умеешь
строить. Если не умеешь, то нам не по дороге, проваливай к черту!”. И он
будет прав”. Поставленные великие задачи “надо проводить практически” [2,
т. 44, с. 169].

Насколько прав,
точен и самокритичен был В.И.Ленин! Ведь отмеченные им болезни продолжали
разъедать советское общество многие годы впоследствии. Общие декларации,
заявления, декреты, обилие слов, постоянных выступлений, и мало конкретных дел,
недостаточно кардинальных, качественных свершений. Про “перестройку”
М.С.Горбачева и “реформы” Б.Н.Ельцина нечего и говорить: пришли и разрушили,
продали и предали страну и народ, великие завоевания многих поколений.

Поразительно
мало были впоследствии учтены и ленинские уроки о недопущении забегания вперед.
Сколько было необоснованно и амбициозно провозглашено новых и новых этапов
социализма и вступления в коммунизм при реально более конкретном и скромном
продвижении вперед.

Мало следовали
завету великого теоретика и практика В.И.Ленина: “На нас сейчас история
возложила работу: величайший переворот политический завершить медленной,
тяжелой, трудной экономической работой, где сроки намечаются весьма долгие” [2,
т. 44, с. 326].

Следуя именно
таким путем после преодоления многих ошибок и трудностей, разрешения или
уменьшения противоречий и конфликтов, Советская Россия в первые шесть лет под
руководством В.И.Ленина добилась огромных успехов. За рубежом, в том числе в
США (например, У.Ростоу) ленинский период считают самым прогрессивным и
удачным в развитии России. Действительно, к 1923 г., т.е. через два года после окончания гражданской войны, существенно повысился объем
промышленного производства, впервые после революции за рубеж было продано
130 млн. пудов зерна. Рост промышленности был органически соединен в 1920 г. с грандиозной программой электрификации народного хозяйства (ГОЭЛРО), которую В.И.Ленин
назвал второй программой партии. Уже к концу 1925 г. в соответствии с планом ГОЭЛРО были построены пять электростанций: Каширская,
Шатурская, “Красный Октябрь” (Ленинград), Кизеловская, Нижегородская
(Балахнинская). Заканчивалось строительство Штеровской и Волховской
электростанций.

По инициативе и
при поддержке В.И.Ленина в народное хозяйство широко внедрялась научная
организация труда, основывающаяся на передовом мировом опыте. В стране,
несмотря на последствия разрухи и трудности, были созданы 12 высших
институтов по организации труда, прежде всего Центральный институт труда
ВЦСПС (1920 г.), Институт научной организации труда и другие. Страна
покрылась сетью опорных научно-технических пунктов, что позволило сделать
качественный рывок в освоении и развитии техники и культуры.

Огромную роль в
научном управлении народным хозяйством страны играли Госплан и Высший совет
народного хозяйства (ВСНХ), существовавший с декабря 1917 г. по январь 1932 г. В конце 1917 г. – начале 1918 г. на базе ВСНХ были созданы местные органы: областные, губернские и уездные советы
народного хозяйства.

Проведенные в
1922 и 1924 гг. денежные реформы, которые двумя этапами ввели сначала
параллельную твердую рублевую валюту (“трудовые деньги”), а затем оставили ее
одну, ликвидировав “нетвердую”, эмиссионную валюту, дали возможность ввести
золотой червонец и сделать советскую валюту полностью конвертируемой на мировом
рынке.

Хозяйственные и
финансовые успехи дополнялись большими достижениями в области подъема
образования, науки, культуры, здравоохранения, обеспечением отдыха и улучшением
бытовых условий жизни огромных масс трудящихся.

Народ на деле
увидел ценность, достоинство и преимущество ленинского социализма. Огромный
авторитет и уважение социалистическая Россия завоевала у трудящихся и
коммунистов мира. Она стала воплощением нового общества и новой цивилизации,
окном в будущее. Таковы уроки диалектически трудного, сложного, но успешного
созидания социализма в СССР при В.И.Ленине.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ