4. Оптимальный путь в XXI век для России – решительный поворот на качественно...

4. Оптимальный путь в XXI век для России – решительный поворот на качественно новый курс прорыва в будущее с опорой на собственные ресурсы :: vuzlib.su

9
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4. Оптимальный путь в XXI век для России – решительный поворот на
качественно новый курс прорыва в будущее с опорой на собственные ресурсы

.

4. Оптимальный
путь в XXI век для России – решительный поворот на качественно новый курс
прорыва в будущее с опорой на собственные ресурсы

Это наша
концепция третьего типа и вида выбора для современной России, существенно
отличающаяся от первых двух выборов. Отличающаяся по трем основным
диалектическим линиям.

Первая
линия – это не просто реформирование, а диалектический скачок,
качественный, радикальный прорыв в будущее, если угодно – революционный
поворот, в смысле решительного отрицания предшествующего разрушительного курса
и замены его новым курсом прогрессивного созидания.

Вторая
линия – что это есть собственный российский курс, а не позаимствованный у
США, Запада, что постоянно было до этого, или у Востока. Позитивный опыт нужно
учитывать любой, особенно у сходных по историческому развитию Китая и Вьетнама,
но идти своей собственной, пионерской дорогой.

Третья
линия – собственный, независимый от внешних сил радикальный прорыв в
будущее реально осуществим только опираясь преимущественно на собственные
ресурсы: природные, материальные, духовные, интеллектуальные, творческие,
народные, человеческие.

России нельзя в
нынешних условиях ползти в будущее. Нужно радикально и революционно
прорываться, делать скачок.

Времени мало.
Упущено страшно много. Следует осуществлять поворот быстрый, делая
первостепенное за 5 лет, а основное – за 10 лет.

Россия и СССР
такие повороты уже осуществляли в истории. Осуществляли и другие страны.
Германия и Япония после второй мировой войны, Китай и Вьетнам сегодня.

Они сделали свое
“чудо”. Россия в состоянии в наступающем XXI столетии сотворить новое и
подлинное собственное “чудо”.

И снова
удивить мир в хорошем смысле. Потрясти мир. Это в силах России и русского,
российского народа, советского, русского человека.

Сделать общее и
великое дело. Сообща народом и властью, низами и верхами. История и время этого
требуют. Как остро ставил Е.С.Строев проблему в 1999 г.: “Сейчас общество должно ответить на один из самых волнующих вопросов – по какому
пути пойдет Россия, сможет ли правительство, поддержанное президентом и
Федеральным Собранием, предложить новый курс реформ, который позволит вывести
страну из системного кризиса?” [95, 1999, № 4, с. 8].

Верно писал
Ю.М.Лужков в 1999 г.: “Было бы опасным упрощенчеством полагать, что
болезни нашей экономики проявились лишь потому, что Гайдар отпустил цены до
того, как сформировались экономически обоснованные и целесообразные способы
формирования свободных цен, прежде всего на рабочую силу и природные ресурсы.
Неправильно также считать, что виновата только преступная приватизация по
Чубайсу или авантюрная политика финансирования дефицита бюджета с помощью
пирамиды ГКО. Даже советы экспертов МВФ и других зарубежных организаций об
использовании монетаристских инструментов управления развитием или
неконтролируемой и поспешной интеграции России в мировую экономику тоже не
являются первопричиной. Да и мировой экономический кризис только отяготил
болезнь и ни в коем случае не может быть отнесен к ее причинам.

Думается, что
трудности установления рыночной экономики порождены недоучетом особенностей
российской истории и менталитета, сформировавшихся на протяжении примерно
тысячи лет. Россия не может воспринять чужие рецепты. Мы должны искать свой,
российский, путь. При этом я хотел бы подчеркнуть, что совсем не считаю это
нашей специфической особенностью. США тоже должны были искать свой,
американский, путь. Японцы – свой. Прав был один из членов правительства
города, который на вопрос почему мы не копируем китайский вариант реформ, ответил:
“У нас нет стольких китайцев”. Нужно знать мировой опыт, анализировать
его, но жить своим yмом” [95, 1999, № 1, с. 10-11].

В XX веке
Россия уже однажды, в 1917 году, обозначила новый путь общественного
развития, существенно отличающегося и прямо противостоящего капиталистическому
пути. Это путь упора не на капитал, а на социальность, не на узкий
индивидуализм, а на совместную коллективность, на приоритет общих ценностей и
служение общему делу с большой идеей и цeлью.

Сейчас, после
провалившейся “перестройки” и еще более катастрофических последствий
“демократических реформ”, для России самым важным и решающим является выбор
самого оптимального и лучшего пути общественного развития. Причем дело вовсе не
в субъективном выборе и предпочтении, не в голосовании за тот или иной вариант
большинством голосов. Суть дела в формулировании и выведении такого пути из тех
реальностей российского и современного общемирового развития, которые сложились
к настоящему времени.

В историческом
развитии цивилизации в России больше всего проявились две ее главные
отличительные особенности и черты: духовность и социальность (коммунальность,
взаимопомощь, общение людей). В славянских, среднеазиатских, кавказских
цивилизациях упор делался на духовность (безрелигиозную или религиозную), а не
на потребительство, не на материальное, обывательское обогащение и насыщение.
Архитектура, живопись, музыка, танцы, поэзия, философия, наука, народные
промыслы – вот что оставило в виде шедевров культурное, цивилизационное
развитие народов нашей страны. И вместе с тем – всегда огромная и
тесная социальная связанность людей между собой, живущих социально вместе,
активно помогая друг другу. У народов Средней Азии это проявлялось и
проявляется в “хашаре” – коллективной поддержке и помощи, у славян –
в русской общине, соборности. В совокупности духовность и коммунальность,
социальность с самого начала были и остаются двумя главнейшими отличительными
чертами цивилизационного облика и цивилизационного развития народов нашей
страны.

В поисках
нового будущего для России и объединяющей национальной идеи вполне обоснованно
обращение к прочным, передовым, прогрессивным российским традициям общественной
и повседневной жизни, сложившимся за многие века и качественно
модернизированным новациями последующего развития. К ним мы относим
следующие основные:

– совместность
действий людей, нацеленность на общее дело, отношения товарищества, братства,
коллективизма в противоположность крайнего индивидуализма, изолированности,
трагического одиночества;

– превалирование
духовности, нравственности в принципах поведения, облика, взаимоотношений, а не
примитивного потребительства, обывательщины, мещанства;

– приоритет
социальности в деятельности и взаимоотношениях, отношение к человеку как к
социальному (и духовному) субъекту, к целостной личности, а не как к
одностороннему “экономическому” человеку, “делателю денег”;

– отсюда
постоянная ориентация на собственный и самостоятельный тип общества, тип
цивилизации, тип общественного и цивилизационного развития и прогресса. Неприятие
чисто западных или чисто восточных ориентаций, насильственного навязывания
неестественных и неорганичных моделей для России как “американского”,
“западного”, так и “восточного”, “китайского” пути движения в будущее. Что не
исключает творческое использование всего передового и прогрессивного из опыта и
практики развития всех стран мира.

Эти давние и
глубокие российские традиции обусловливают человечность и гуманность
общественных отношений. Данным отношениям присуща и экологичность, поскольку в
российской традиции всегда существовало единство в развитии общества и природы.
Очень ценен опыт народовластия народной демократии через Советы в ленинский
период после Октябрьской революции 1917 года. Наконец, особенность наших
национально-интернациональных отношений – это глобальное равенство и
солидарность, сотрудничество народов, что выражалось в понятиях отношений
дружбы народов, дружбы республик и стран.

Все это
означает, что ныне России нужно идти к обществу нового качества,
ориентироваться на целостность, системность, сбалансированность общественного
развития.

Большую роль в
таком движении вперед играет социальная идея, т.е. идея о том обществе, которое
будет создаваться, складываться в ходе преобразований. Будет ли это общество
лучшим для масс людей, обеспечит ли оно их работой и заработком, достатком и
повышающимся материальным и культурным уровнем жизни или оно принесет им еще
более тяжелые жизненные условия и мрачные перспективы на будущее? Люди ждут
ответов на эти вопросы.

В научном и
в массовом осознании существующей объективной ситуации в России и в поисках
путей выхода из нее выделяются, на мой взгляд, три основные линии смены
парадигм:

– существенно
изменить путь и курс экономического и всего общественного развития России от
разрушения к созиданию, от упадка к росту, от дезинтеграции к интеграции, от
зависимости к независимости;

– положить
конец тенденциям распада страны, ее колонизации, превращения в сырьевой
придаток США и других стран Запада, варваризации общественных и всех
повседневных отношений людей, уровня их развитости. Положить конец линии
низведения России на роль аутсайдера в мировом развитии и на мировой арене и
резко, радикально повернуть на путь подъема и прогресса, самостоятельного
осваивания всего передового, лучшего, гуманного, социально справедливого в
современном мировом развитии;

– остановить
реальную опасность полного уничтожения страны и вымирания народа, его
материальной и духовной деградации. Принять новую оптимистическую парадигму
совместного народного дела и труда для перевода общества и каждого участвующего
в этом общем деле человека на устойчивую тенденцию повышения благосостояния,
социальных гарантий и защищенности, реальной демократии и свободы, укрепления
людских взаимоотношений на базе моральной справедливости.

В коренном и
радикальном повороте на новый тип общественного развития следует задействовать
главнейшие факторы нарастающего, прогрессивного, устойчивого подъема страны:

– опоры на
совместный и современный труд, на материальное и духовное производство, прежде
всего отечественное;

– приоритетности
развития современной науки, инноваций, высоких технологий, передовых методов,
обеспечивающих конкурентоспособность отечественной продукции;

– всемерного
подъема образования и культуры у самых широких масс населения;

– рассмотрения
высокопрофессиональной управленческой деятельности как важнейшего фактора
обеспечения прогресса всех сфер деятельности и общества в целом, максимального
искоренения бюрократизма;

– первостепенности
социальной справедливости как главного принципа государственной деятельности,
трудовых и всех других отношений людей;

– углубления
демократии и полноты реального народовластия в центре и на местах;

– поддержки
высокой нравственности в жизни и взаимоотношениях людей, содействия отношениям
товарищества, совместности, коллективизма, взаимопомощи на производстве, в
быту, в повседневной жизни людей;

– обеспечения
сотрудничества и дружбы национальных и этнических групп, их интернационального
единения, запрещения и исключения национальной, этнической вражды, ненависти,
натравливания национальных групп друг на друга.

Эти и другие
поворотные сдвиги только и могут вывести Россию в XXI столетии на новый и
прогрессивный путь общественного и цивилизационного подъема.

Во введении
книги “Россия: преодоление национальной катастрофы” верно подчеркнуто: “Следует
напомнить о судьбе тех завоевателей (от Наполеона до Гитлера), которые
принимали видимость (т.е. кажущееся бессилие России) за реальность и терпели
сокрушительные поражения. Россию можно оскорбить и унизить (получив за это
впоследствии заслуженное возмездие), но сокрушить никогда. Об этом нельзя
забывать.

Огромные
внутриполитические и внешнеполитические возможности России, безусловно, будут
реализованы. Человеческая цивилизация будет жить по своим собственным законам,
а не по законам и лозунгам политических авантюристов монополюсного мира.
Используя свои реальные возможности, Россия… займет достойное место в
современном мире” [94, с. 16].

При выборе и
ориентации на наиболее оптимальную линию преобразований в России и при ее
реализации главными составными и качествами нового типа будущего общественного
организма станет: высокоразвитая экономика и высокая социальная обеспеченность
населения, наращивание социальной справедливости и социального равенства;
баланс предпринимательской, производственной инициативы и государственного
регулирования, управления, планирования; сочетание научно-технического
прогресса с подъемом образования, культуры, духовности, нравственности;
пропорциональность материального и духовного производства с ростом приоритета в
сторону последнего; признание и утверждение труда, созидания, творчества как
основы саморазвития человека и обеспечения богатства и прогресса всего
общества; синтез развития индивидуальности личности с широким творчеством
коллективов людей; обеспечение материального и культурного благосостояния
каждого как условия богатства всех; осуществление перехода от формальной
свободы и демократии к их высшей качественной ступени – к подлинному
народовластию и самоуправлению граждан страны; построение нового типа
цивилизации на приоритетах принципов и ценностей духовности и социальности в
развитии общества и человека.

В 50-х — 70-х годах
в США, оглядываясь на СССР и на социализм, получили широкое распространение
теории создания там “народного капитализма”, затем “гуманного капитализма”,
еще – “общества всеобщего благосостояния или благоденствия”. Тогдашние
идеологи в США хорошо понимали, чту на деле нужно народам и людям, чего они
хотят. Затем об этих теориях забыли, а о практической реализации их и речи не
было.

Наш идеал, наша
идея, наша цель: общество народное, демократическое, справедливое, свободное,
дружбы всех народов и этнических групп, общество труда, культуры, творчества,
благосостояния и счастья. Общество свободы, самоуправления, народной
демократии.

В определении
целей движения России к новому будущему следует брать максимум, оптимум, а не
минимум, ибо это есть цель великая и перспективная. И ставить в качестве
цели надо обязательно оптимум, потому что тогда это и вдохновит народ.

Россия в начале
XXI столетия снова может и должна быть впереди в мире, продемонстрировать свой
пример, показать образец, начать новый общественный эксперимент, дающий
возможность встряхнуть и обновить нынешний мир.

Россия снова
может и должна стать первопроходцем в определении качественно новых, целостных
и гармоничных путей общественного и цивилизационного развития. Делая это и для
себя и для всего мира.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ