1. Конец XX века выявил и обозначил системный и всеохватывающий кризис мирового развития...

1. Конец XX века выявил и обозначил системный и всеохватывающий кризис мирового развития :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


1. Конец XX века выявил и обозначил системный и всеохватывающий кризис
мирового развития

.

1. Конец XX века
выявил и обозначил системный и всеохватывающий кризис мирового развития

В последние
один-два десятилетия XX века в теоретической мысли на конкретном или на
всеобщем, глобальном уровне были отмечены и обстоятельно проанализированы
острейшие противоречия и антагонизмы развития современного мира, свойственные
ему вопиющие несоответствия, несправедливости и опасности. Среди них –
громадный разрыв между богатым Севером и бедным Югом, опаснейшее противоречие
между природой, обществом и человеком, грозящее общемировой экологической
катастрофой.

Анализируя всю
систему противоречий, разрывов, антагонизмов в мировом развитии XX века,
особенно его второй половины и последних десятилетий, мы выделяем три основных
типа современных мировых кризисных состояний, включающих пять главных видов
острейших противоречий и исчерпанностей развития.

Эти типы и виды
кризисности как проявления диалектической сущности современного мирового
развития необходимо четко выделять и вычленять из внешней диалектической
видимости якобы благополучного развития мира.

Первый тип –
кризис системы мироздания, выражающийся в острейших противоречиях и противоположностях
между развитием природы, общества и человека, что особенно наглядно и ощутимо
проявилось в последние десятилетия XX века. Это первый вид кризисности.

Второй тип
современных мировых кризисных состояний – в устарении и в существенной
исчерпанности применявшихся в XX веке конкретных линий и моделей
общественного развития (это второй вид кризисности) и цивилизационного развития
(это третий вид кризисности).

Третий тип
современных кризисных состояний – существенный и опаснейший разрыв между
богатым и разжиревшим Севером развитых капиталистических стран и беднейшим Югом
развивающихся стран (это четвертый вид кризисности) и острейшие геополитические
противоречия как внутри развитых капиталистических стран, так и между ними и
социалистическими и менее развитыми странами (это пятый вид кризисности).

Все эти три типа
и пять видов кризисности мирового развития глубоко взаимосвязаны и активно
влияют, воздействуют друг на друга. Разрешать и устранять их необходимо не
поодиночке, а совместно, во взаимосвязанном виде. Только тогда это будет
действительно эффективно и результативно.

Обнаружение,
выявление, анализ данных мировых противоречий во многих научных работах, на
международных конференциях, в международных и глобальных документах и
программах свидетельствует о существенном повышении зрелости мировой научной
мысли, мировой теории и практики в конце XX столетия. А также о
фактах осознания этих мировых противоречий и опасностей в массовом общественном
мнении и сознании, в массовых общественных движениях и в политических партиях.

Мировая
осознанная и научная оценка и самооценка происходящих на глобальном уровне
событий и процессов стала намного более глубокой и результативной.

Это
свидетельствует о существенном повышении роли и значения науки, в том числе
общественной, гуманитарной науки в мировых процессах XX века, особенно во
второй его половине. Причем такой рост значения и влияния науки происходит не
просто и не без борьбы. Главные линии этой борьбы за умы и сознание
людей – между наукой и религией и иррационализмом.

Религия, церковь
дали и дают духовное “прибежище” многим людям, наполняют их души и духовное
состояние определенным смыслом и содержанием, духовно поднимают над заботами и
тяготами обыденной жизни, часто очень трудной и безысходной. К тому же
религиозные установки обычно включают в себя многие моральные нормы, высокие
нравственные принципы и требования.

Помимо
религиозных воззрений и трактовок в конце XX века, и очень сильно в России,
широкое распространение получили ненаучные идеи и идейки иррационализма,
мистицизма, шарлатанства, всякого рода невежественных воззрений.

Казалось бы,
все, что уже давно успешно развенчано современной наукой, вновь насильственно и
в широчайших масштабах было вытащено на свет и стало выливаться на умы и души
людей через все средства массовой информации: печать, радио, телевидение, через
искусство и “культуру”. Пошла волна увлечения НЛО (неопознанными летающими
объектами), астрологией, экстрасенсами, колдунами, знахарями, шаманами
и т.д. и т.п. Чем абсурднее, чем глупее и несуразнее была
подброшенная “новая” “идея” и “идейка”, тем шире и настойчивее вдалбливали ее в
головы людей, особенно престарелых и молодежи, лишь бы отвлечь их от истинных
социальных и государственных идей, от нормального процесса человеческого
сознания и жизни.

Но истину и
правду нельзя скрыть и подменить никаким невежеством и популяризаторством, как
бы искусно они ни преподносились. Невежество меркнет и гибнет под светом науки
и истинного знания. Рано или поздно иррациональные, невежественные идейки
терпят провал и полное банкротство. Они не могут служить реальным духовным
ориентиром, объединяющей духовной идеей масс людей.

Двадцатый век,
особенно его конец, характеризуется необычайным подъемом науки, внедрением ее
во все сферы общественной и человеческой жизни. Поэтому не все желают искать
духовные ответы в религии – в любой ветви религии, включая православие.
Многие желают и находят ответы на смысловые проблемы своей личной, частной, а
также общественной, коллективной, гражданской жизни в науке, в научных достижениях,
открытиях и постановках.

Несомненно,
наука стоит выше религии с точки зрения обстоятельности, глубины, истинности
понимания всего происходящего в обществе, в мире, в человеке, во вселенной.
Наука дает знание, перерастающее в убеждения и научную веру, а не просто
эмоциональную, самовнушенную мифологическую веру, как религия. Поэтому вовсе не
для всех, не для всего общества религия, православие могут служить главной
объединяющей идеей. Жажда социального знания, государственного и патриотического
знания и чувства всегда останется.

В XX веке
и особенно в его конце существенно усилилось стремление масс людей во всем мире
к научному осмыслению существа происходящих глобальных процессов и общественных
перемен, к научному определению перспектив будущего развития человека, народов,
стран, обществ.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ