§1. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ XX ВЕКА :: vuzlib.su

§1. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ XX ВЕКА :: vuzlib.su

11
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§1. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ XX ВЕКА

.

§1. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ XX ВЕКА

Хотя история термина “антропология”
восходит к началу ХVIII сто­летия, это вовсе не означает, что она возникла
внезапно, как продукт антропоморфизма и гуманизма, наступивших после эпохи
теологиче­ского сознания. На самом деле этот термин (ta antropina) возник еще в
античности, и именно сложившиеся в этот период подходы в основном и определяют
антропологические споры по принципиальным вопро­сам. Западная антропология
может быть образно охарактеризована как оранжировка двух основных мелодий:
человека характеризует способ­ность к языку (говорящее существо — zoon logon
echon) и способность к общественной жизни (политическое существо — physei
politikon zonn). Хотя философская антропология покоится на этом, заложенном еще
в античности прочном фундаменте, тем не менее именно сегодня ведутся дискуссии,
ставящие под вопрос саму ее возможность. Этим современ­ная эпоха радикально
отличается от героической стадии становления философской антропологии в начале
Нового времени. Тогда не стави­лась под вопрос возможность решать проблемы с
точки зрения челове­ка. Конечно, и в XIX веке велись горячие споры между
представителя­ми различных конкретно-научных дисциплин, таких как биология, ар­хеология,
этнография за право называться теорией человека. Но они не оспаривали
метафизическую идею человека, а только боролись за право ее репрезентировать.
Очевидно, что на этом фронте критики выдвигали лишь конкретные определения,
которые шли на пользу метафизике, осознававшей себя как привилегированный
тотализирующий дискурс. М. Шелер поэтому с полным правом писал в своей
основополагающей работе “Положение человека в космосе”: “Задача философской
антро­пологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений
единую систематическую теорию человека”.

В философии и гуманитарных науках
человек определяется как носитель разума, он принципиально отличается от
животных своей

разумностью, позволяющей сдерживать
и контролировать телесные влечения и инстинкты. Благодаря разуму он постигает
законы миро­здания, открывает науки, изобретает технику, преобразует природу и
создает новую среду обитания. Кроме разумности можно указать и другие духовные
характеристики человека: только у него возникает вера в Бога, различение добра
и зла, осознание своей смертности, память о прошлом и вера в будущее. Только
человек способен сме­яться и плакать, любить и ненавидеть, судить и оценивать,
фантази­ровать и творить. В своей критике естественнонаучного определения
человека представители гуманитарного подхода отметили принци­пиальную
открытость и незавершенность человека, который не име­ет от природы заданных
инстинктов, обеспечивающих выживание. Более того, человек, как биологическое
существо, является слабым и уязвимым по сравнению с сильными животными, и
поэтому не ясно как он мог столь успешно конкурировать с ними, что стал самой
могущественной на Земле силой. Его так называемая “природа” не является чем-то
заданным, а строится в каждой культуре по-своему. Поэтому нет оснований
говорить о врожденности агрессивности или наоборот солидарности, так как
природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или
наоборот интенсифи­цируются обществом. Люди буквально всему должны были научить­ся
сами и все, что они умеют — это продукт культурного развития, воспитания и
образования. Человеком не рождаются, а становятся.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ