ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
§3. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ
.
§3. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА
КУЛЬТУРЫ
Реконструкция истории мысли должна
обязательно учитывать взаимопереплетение дискурсивных и недискурсивных
практик, которые не редуцируемы, а дополнительны друг к другу. Изолированная от
истории “физических” различений, т. е. воплощенных в пространственной форме
границ и барьеров, история мысли оказывается неполной и отрывочной. Если ее
понимание ориентировано на восстановление логической последовательности, то
оно сталкивается с лакунами, где есть реальная историческая
последовательность, но отсутствует логическая выводимость. Разум, стремящийся
контролировать становление на основе абсолютных принципов, сам изменяется
наподобие изменений в моде. И поэтому история моды может стать примером
подражания для истории мысли. Речь идет об изменении понимания исторического понимания.
Разумеется, критика рациональности и тем более ее “преодоление” не может быть
самоцелью. Речь идет об уяснении границ сложившейся техники рациональной
реконструкции, о поиске “дополнительных” по отношению к истории мысли практик
организации культурного пространства, в котором живет человек. Оно не является
гомогенным, а обладает своеобразными ландшафтом и метрикой. С одной стороны,
они отображаются в сетях категориальных различий, а с другой, — выступают
формами их реализации. Раскрытие сложной зависимости дискурсивных и
недискурсивных дифференциации способствует избавлению от возвышенно-романтических
оценок роли гуманитарного знания в освобождении человека. Наиболее ярким
примером структуры культурных пространств является город, возникший как
территория, отделенная от дикой природы стенами, обеспечивающими безопасность
от хищников и врагов, постепенно превращающийся в центр монополии власти и
одновременно ее символ, в место ремесла и торговли, а также производства
социальных, правовых и культурных ценностей.
.