§3. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ :: vuzlib.su

§3. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ :: vuzlib.su

51
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§3. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ

.

§3. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА
КУЛЬТУРЫ

Реконструкция истории мысли должна
обязательно учитывать взаи­мопереплетение дискурсивных и недискурсивных
практик, которые не редуцируемы, а дополнительны друг к другу. Изолированная от
истории “физических” различений, т. е. воплощенных в пространственной форме
границ и барьеров, история мысли оказывается непол­ной и отрывочной. Если ее
понимание ориентировано на восстанов­ление логической последовательности, то
оно сталкивается с лакуна­ми, где есть реальная историческая
последовательность, но отсутству­ет логическая выводимость. Разум, стремящийся
контролировать ста­новление на основе абсолютных принципов, сам изменяется
наподо­бие изменений в моде. И поэтому история моды может стать приме­ром
подражания для истории мысли. Речь идет об изменении понима­ния исторического понимания.
Разумеется, критика рациональности и тем более ее “преодоление” не может быть
самоцелью. Речь идет об уяснении границ сложившейся техники рациональной
реконструк­ции, о поиске “дополнительных” по отношению к истории мысли прак­тик
организации культурного пространства, в котором живет человек. Оно не является
гомогенным, а обладает своеобразными ландшафтом и метрикой. С одной стороны,
они отображаются в сетях категориаль­ных различий, а с другой, — выступают
формами их реализации. Рас­крытие сложной зависимости дискурсивных и
недискурсивных диф­ференциации способствует избавлению от возвышенно-романтиче­ских
оценок роли гуманитарного знания в освобождении человека. Наиболее ярким
примером структуры культурных пространств явля­ется город, возникший как
территория, отделенная от дикой природы стенами, обеспечивающими безопасность
от хищников и врагов, по­степенно превращающийся в центр монополии власти и
одновремен­но ее символ, в место ремесла и торговли, а также производства
социальных, правовых и культурных ценностей.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ