8.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ :: vuzlib.su

8.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ :: vuzlib.su

72
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


8.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

.

8.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ

Чрезвычайная ситуация (ЧС)
–состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной
ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные
условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью,
наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной
среде.

Под источником чрезвычайной ситуации
понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие,
широкораспространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных
животных и растений, а также применение современных средств поражения, в
результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р
22.0.02–94).

Чрезвычайные ситуации могут быть
классифицированы по значительному числу признаков. Так, по происхождению ЧС
можно подразделять на ситуации техногенного, антропогенного и природного
характера. ЧС можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих в основе
этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки (например
пожары), тяжести последствий.

Первая в нашей стране классификация
ЧС была разработана Научно-техническим комитетом ГО СССР и утверждена в
инструкции «О порядке обмена в РФ информацией о ЧС» приказом ГКЧС РФ от
13.04.1992г.№ 49.

Во исполнение Федерального закона «О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст.
3648) правительство Российской Федерации своим постановлением № 1094 от 13
сентября 1996 г. утвердило положение о классификации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.

В этом постановлении ЧС
классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих
ситуациях, или людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности,
размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих
факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются
на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и
трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная
ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены
условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб
составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день
возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за
пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная
ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо
нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо
материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных
размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона
чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится ЧС, в
результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия
жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5
тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации
не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной и федеральной
соответственно относятся ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 и
свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 и
свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. и свыше
5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации
охватывает территорию двух субъектов РФ или выходит за их пределы.

К трансграничной относится
чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ или ЧС,
которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

Чрезвычайные ситуации, в том числе
аварии на промышленных объектах, в своем развитии проходят пять условных
типовых фаз:

– первая – накопление отклонений от
нормального состояния или процесса;

– вторая – инициирование
чрезвычайного события (аварии, катастрофы или стихийного бедствия), причем под
чрезвычайным событием можно понимать событие техногенного, антропогенного или
природного происхождения. Для случая аварии на производстве в этот период
предприятие или его часть переходят в нестабильное состояние, когда появляется
фактор неустойчивости: этот период можно назвать «аварийной ситуацией» – авария
еще не произошла, но ее предпосылки налицо. В этот период, в ряде случаев еще
может существовать реальная возможность либо ее предотвратить, либо существенно
уменьшить ее масштабы;

– третья – процесс чрезвычайного
события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей,
объекты и природную среду первичных поражающих факторов; при аварии на
производстве в этот период происходит высвобождение энергии, вещества, которое
может носить разрушительный характер; при этом масштабы последствий и характер
протекания аварии в значительной степени определяются не начальным событием, а
структурой предприятия и используемой на нем технологией; эта особенность
затрудняет прогнозирование развития наступившего бедствия;

– четвертая – выход аварии за
пределы территории предприятия и действие остаточных факторов поражения;

– пятая –ликвидация последствий
аварии и природных катастроф; устранение результатов действия опасных факторов,
порожденных аварией или стихийным бедствием; проведение спасательных работ в
очаге аварии или в районе стихийного бедствия и в примыкающих к объекту
пострадавших зонах.

В настоящее время существуют два
основных направления минимизации вероятности возникновения и последствий ЧС на
промышленных объектах. Первое направление заключается в разработке технических
и организационных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного
поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого
направления технические системы снабжают защитными устройствами –средствами
взрыво- и пожаро-защиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты,
локализации и тушения пожаров и т. д.

Второе направление заключается в
подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и
населения к действиям в условиях ЧС. Основой второго направления является
формирование планов действий в ЧС, для создания которых нужны детальные
разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах. Для
этого необходимо располагать экспериментальными и статистическими данными о
физических и химических явлениях, составляющих возможную аварию; прогнозировать
размеры и степень поражения объекта при воздействии на него поражающих факторов
различных видов.

С целью осуществления контроля за
соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах
Правительство Российской Федерации постановлением от 1 июля 1995 г. № 675 «О
декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» ввело для
предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности,
имеющих в своем составе производства повышенной опасности обязательную
разработку декларации промышленной безопасности.

Приказом МЧС России и
Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59 введен в действие «Порядок
разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации».

Согласно этого постановления
декларация безопасности промышленного объекта является документом, в котором
отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и выработанные
мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в
техногенных чрезвычайных ситуациях. Декларация разрабатывается как для
действующих, так и для проектируемых предприятий.

Как итоговый документ декларация
безопасности включает следующие разделы: общая информация об объекте; анализ
опасности промышленного объекта; обеспечение готовности промышленного объекта к
локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций; информирование общественности;
и приложения, включающие ситуационный план объекта и информационный лист.

Декларация безопасности действующего
промышленного объекта с особо опасными производствами является обязательным
документом, который разрабатывается организацией собственными силами (или
организацией, имеющей лицензию на такой вид работ) и представляется в органы
Госгортехнадзора России при получении лицензии на осуществление промышленной
деятельности, связанной с повышенной опасностью производств.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ