Глава Х. ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ :: vuzlib.su

Глава Х. ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ :: vuzlib.su

5
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава Х. ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ

.

Глава Х. ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ

Никто не может умереть без страха и в полной безопасности,
пока не осознает истинную природу ума. Ведь только это осознание, постижение,
углубленное в течение многих лет постоянной практики, может поддержать
стабильность ума в кипящем хаосе процесса умирания. Из всех способов помочь
людям осознать природу ума наиболее ясным, наиболее эффективным и наиболее
подходящим к среде и потребностям настоящего времени является практика Дзогчен
– самый древний и непосредственный поток мудрости в учениях буддизма и источник
самих учений о бардо.

Истоки Дзогчен прослеживаются до Первичного Будды,
Самантабхадры, от кого это передавалось по непрерывной линии великих мастеров
до настоящего времени. Сотни тысяч людей в Индии, в Гималаях и Тибете достигли
постижения и просветления посредством этой практики. Есть замечательное
пророчество, что «в темном веке сущность сердца Самантабхадры вспыхнет,
подобно огню». Моя жизнь, мои учения и эта книга посвящены тому, чтобы
разжечь этот огонь в сердцах и умах нашего мира.

Моя постоянная опора, вдохновение и руководитель в этом –
высший мастер Падмасамбхава. Он является сущностью и духом Дзогчена, его
величайшим истолкователем и человеческим воплощением, проявляющим его
выдающиеся качества – величие духа, чудесную силу, пророческое видение,
пробужденную энергию и безграничное сострадание.

Дзогчен не преподавался в Тибете широко, и в течение
некоторого времени многие из величайших мастеров не учили ему в современном
мире. Почему же я теперь преподаю это учение? Некоторые из моих мастеров
сказали мне, что настало время распространять Дзогчен, то время, о котором
говорилось в пророчестве. Я тоже чувствую, что было бы безжалостно не разделить
с людьми опыт такой необычайной мудрости. Люди дошли в своей эволюции до
критической точки, и этот век крайней путаницы требует соответствующего ему
своей чрезвычайной силой и ясностью учения. Я также обнаружил, что современные
люди нуждаются в пути, свободном от догм, фундамента-лизма, исключительности,
сложной метафизики и культурно чуждых экзотических атрибутов, в пути,
одновременно простом и глубинном, пути, который не нужно практиковать в ашрамах
или монастырях, который может быть слит с повседневной жизнью и практиковаться
где угодно.

Так что же такое Дзогчен? Дзогчен – это не просто учение, не
еще одна философия, не еще одна сложная система и не соблазнительная мешанина
надерганных отовсюду технологий. Дзогчен – это состояние, именно перво-основное
состояние, то состояние полной пробу жденности, которое является сущностью
сердца всех будд и всех духовных путей и вершиной духовной эволюции
индивидуума. Дзогчен часто переводится, как «Великое Совершенство». Я
предпочитаю не переводить его, потому что выражение «Великое
Совершенство» имеет смысловой оттенок, говорящий о каком-то совершенстве,
к достижению которого нам надо стремиться, о цели, лежащей в конце трудного и
долгого пути. Но ничто не может быть дальше от истинного смысла Дзогчен: это
уже самосовершенное состояние нашей первозданной природы, которое не нужно
«совершенствовать», потому что оно всегда было, подобно небу,
совершенным с самого начала.

Все учения буддизма объясняются с использованием терминов
«Основа, Путь и Плоды». Основа Дзогчена и есть это главное, первичное
состояние, наша абсолютная природа, которая уже совершенна и всегда
присутствует. Патрул Ринпоче говорит: «Ее не нужно искать вне себя, и она
также и не что-то, чего у вас раньше не было и что теперь надо порождать в
вашем уме». Итак, с точки зрения Основы – абсолюта – наша природа является
такой же, как у будд, и на этом уровне нет вопроса о том, чтобы выполнять
какое-то обучение или практику.

Однако нам нужно понять, что будды пошли по одному пути, а
мы – по другому. Будды узнали свою исходную природу и стали просветленными; мы
не узнали этой природы и впали в путаницу. Учения называют такое положение дел
«Одна Основа, Два Пути». Наша относительная запутанность состоит в
том, что наша сущностная природа от нас действительно закрыта и нам нужно
следовать учениям и выполнять практику, чтобы вернуться к истине: это Путь
Дзогчен. В конце концов, осознать нашу исходную природу и означает достичь
полного освобождения и стать буддой. Это Плод Дзогчен, и это действительно
возможно достичь в течение одной жизни, если ищущий по-настоящему прилагает к
этому свое сердце и свой ум.

Мастера Дзогчен остро сознают опасности смешивания
абсолютного с относительным. Люди, не понимающие их взаимоотношений, могут
недооценивать относительные стороны духовной практики и кармический закон
причин и следствий или даже презрительно относиться к ним. Но истинно
понимающие смысл Дзогчен относятся к карме не только с глубоким уважением, но
также гораздо внимательнее и ответственнее к необходимости очищения и духовной
практики. Это происходит потому, что они значительно лучше понимают, насколько
огромно то, что в них сокрыто, и поэтому темпераментней всегда с новой,
естественной дисциплинированностью работают, чтобы устранить все стоящее между
ними и их истинной природой.

Учения Дзогчен подобны зеркалу, отражающему Основу нашей
исходной природы с такой возвышающей и освобождающей чистотой, и такой
безупречной ясностью, что они выступают и как защита для нас, не позволяющая
нам попасть в ловушку какой-либо разновидности понимания, основанного на ложных
понятиях, как бы они ни были тонки, или убедительны, или соблазнительны.

В чем для меня заключено чудо Дзогчен? Все учения ведут к
просветлению, но уникальность Дзогчен состоит в том, что, даже в относительном
измерении духовных учений, язык Дзогчен никогда не загрязняет абсолют
понятиями; он оставляет абсолют незапятнанным, во всей его нагой, динамической,
величественной простоте, но при этом говорит о нем с каждым, чей ум открыт,
столь графически, столь волнующе, что еще до того, как мы достигаем
просветления, мы уже прикасаемся к сильнейшему видению великолепия
пробужденного состояния.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ