БУНТУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК :: vuzlib.su

БУНТУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


БУНТУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК

.

БУНТУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК

Работу над книгой Камю начал задолго до ее завершения и
публикации. Ухе в 1943-44 гг. появляются первые наброски, в частности
опубликованная в 1945г статья «Заметки о бунте», вышедшая в сборнике
«Экзистенция». Отдельные проблемы поднимаются и в публицистике второй
половины 40-х гг., прежде всего в цикле статей в газете «Комба»,
озаглавленном «Ни жертвы, ни палачи». К тому же роман
«Чума» и пьеса «Праведники» прямо связаны с тематикой
«Бунтующего человека». В особенности пьеса, героями которой являются
террористы эсеровской «боевки». Камю прорабатывает большую
литературу: труды тех мыслителей, которые им рассматриваются, философские
исследования, исторические труды о революционном движении. Например, его оценка
гегелевской философии, марксизма и русской революции в известной степени
зависят от работы К. Поппера «Открытое общество и его враги» и книги
Н. А. Бердяева Истоки и смысл русского коммунизма». Но ссылки на источники
редки, иногда цитаты приводятся по второисточникам, что затрудняет их
атрибуцию.

К написанию книги Камю приступает в феврале 1950 г. Через год, 27 февраля 1951 г., он пишет своему другу поэту Рене Шару: «Вот уже месяц я
работаю без перерыва. Полнейшее одиночество, напряжение всей воли, чтобы
закончить работу, заставляют меня не вставать из-за письменного стола по десять
часов в день. Я надеюсь закончить к 15 марта. Роды долгие, трудные, и мне
кажется, что ребенок будет уродцем. Эти усилия довели меня до
изнеможения». Хотя основной текст был завершен даже чуть раньше
установленного самим Камю срока, работа продолжалась. Отдельные главы — о Ницше
и Лотреамоне — были опубликованы в журналах до выхода книги, но Камю продолжал
«шлифовать» текст Сохранившиеся гранки с исправлениями Камю (Камю
подарил их Шару) свидетельствуют об огромной работе, проделанной Камю при
подготовке книги.

Полемика по поводу книги началась еще до ее появления.
Опубликованные в журналах отдельные главы вызвали критику А. Бретона, взявшего
«под защиту» Лотреамона и сюрреалистов. Камю дважды отвечал на нее
письмами в журнал «Арт». После выхода книги в ноябре того же года она
оказалась в центре внимания средств массовой информации. Критику со стороны
анархиста Леваля, оправдывавшего Бакунина, Камю частично принял и даже внес
небольшое исправление в текст последующих изданий. На критику коммунистов в
«Юманите и «Нувель критик» Камю не стал бы даже отвечать, не
получи она одобрения в журнале некоммунистическом — «Обсерватер». К
такой критике он мог себе позволить относиться с известной иронией: его
обвиняли не больше и не меньше как в пропаганде террористических актов против
советского руководства (а затем и против миллионов коммунистов), в том, что он
«поджигатель войны» (хотя незадолго до этого его бранили за
пацифизм); говорилось и об «американских деньгах». Словом, набор
ругани был обычным, и Камю возмутили не сами эти вздорные обвинения, а сходная
реакция в кругах интеллектуалов, принадлежащих к так называемой
«прогрессивной левой». Окончательный разрыв с нею произошел после
публикации в журнале Сартра «Тан модерн» критической статьи Ф.
Жансона. Камю отвечал крайне резко, на что получил и предельно жесткую отповедь
Сартра. Разрыв этот, впрочем, назревал давно и произошел бы раньше или позже и
без полемики по поводу «Бунтующего человека». Достаточно напомнить,
что Сартр в это время опубликовал пьесу «Дьявол и Господь Бог», в
конце которой герой пьесы говорит: «Вот начинающееся царство человека… я
буду палачом и мясником». Так что разрыв был неизбежен.

Как вспоминал Камю впоследствии, «эта книга наделала
много шума и принесла мне куда больше врагов, нежели друзей (по крайней мере
первые кричали громче вторых). Как и все в мире, я не люблю иметь врагов. И все
же, если бы мне пришлось писать книгу заново, я написал бы ее такой, как она
есть. Из всех моих книг она мне особенно дорога».

Перевод «Бунтующего человека» выполнен Ю. М.
Денисовым (с начала и до главы «Богоубийства»; для настоящего издания
он в значительной степени обновлен) и Ю. Н. Стефановым (с главы
«Индивидуальный терроризм» и до конца) по изданию: Camus A. L’Homme
revolte. P., Gallimard, 1951.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ