Метафизика :: vuzlib.su

Метафизика :: vuzlib.su

66
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Метафизика

.

Метафизика

Дисциплина, оформляющая проблематику наличия и логоцентризма
в единое целое. В философский словарь нам лучше не смотреть: метафизика в
данном случае не означает ни учения о бытии в противоположность учению о
познании, ни метода познания, противо­положного диалектическому учению о
противоречиях. Метафизика предстает здесь прежде всего в своем этимологическом
смысле — как после-физика. Нам известно, что рождение метафизики потребовало
огром­ной умственной работы; нужно было отвлечься от чувственно-данного,
например, в зрительном «виде» увидеть незримый (видимый лишь ум­ственному
взору) эйдос, а в руке, держащей палку, угадать возможность
«хватания» (понятие, поятие) вещи умом. Потом люди забыли и об ис­ходных
чувственных впечатлениях, и о самой работе метафорического переноса: им стало
казаться, что они всегда находились в после-физи­ке и что ее понятия само собой
подразумеваются. В качестве такого са­мо собой подразумевающегося богатства
метафизика сохранила многие понятия (тело—душа, вещь—идея,
означающее—означаемое, явле­ние—сущность), которые имеют вид оппозиций, но на
самом деле все­гда предполагают уже достигнутое первенство второго —
«послефизического» (духовного, душевного, сублимированного, бестелесного).
Общая форма оппозиции, которую утверждает западная метафизика, — это оп­позиция
чувственного и умопостигаемого. Понятия метафизики для Деррида — это основной
объект расчленения, деконструкции.

Нам важно понять, что метафизика — это именно некое дисципли­нарное
пространство, топос, место. Все, что относится к области налич­ного и дается
нам в логоцентрическом модусе (как логос-голос), может быть увидено, схвачено,
переработано — деконструировано — только в определенном пространстве. Отсюда —
множество пространственных метафор, метонимий, других тропов, с помощью которых
Деррида ко­свенно пытается наметить для самого себя и показать нам и способы
движения мысли в метафизике, и главное — возможность поставить это движение под
вопрос.

Вот лишь некоторые из этих объектов и вместе с тем приемов
декон­струкции: «наружа» и «нутрь», по сю сторону и по ту
сторону, превзойдение, пропасть, рисковать, действовать, как контрабандист
(исподтиш­ка), выслеживать добычу, как охотник (точнее, охотничья собака,
которая имеет тонкий нюх на добычу), составить план местности, топтаться по сю
сторону метафизического загона, ограды, предела (cloture), но так близ­ко к
забору, что уже, кажется, начинает виднеться что-то и по ту сторону ограды…
Постоянно подразумевается и явно требуется «двойное прочте­ние»,
«двойная наука», «двойная игра»: читать как бы внутри
метафи­зики и читать, обращая внимание на трещины-расселины (или, напро­тив, на
то, что выпирает на общем фоне). Пусть каждый сам продолжит эту увлекательную
работу, выбрав из общего перечня способов обраще­ния с метафизикой то, что ему
больше подходит.

Нам же стоит только помнить самое главное — неуместность
«рево­люционных» порывов: никакими наскоками нам не удастся разрушить
западноевропейскую метафизику, да собственно и незачем это делать, если у нас
ничего, кроме нее, нет, и неясно, может ли еще быть. Вопрос о принадлежности
или непринадлежности какой-либо концепции или понятия к метафизике возникает
для Деррида с навязчивой неотвязно­стью. Деррида часто говорит, что в этих
вопросах он не хочет и не мо­жет судить, «рубить с плеча», но все
равно нередко — судит.

Разумеется, и речи быть не может о том, чтобы всё в текстах
запад­ной философской традиции покорно укладывалось в наличие, лого-центризм
или метафизику. Они полны противоречий, нестыковок, «симптомов»
всякого рода — от психоаналитического до поэтическо­го, — которые
свидетельствуют о том, что что-то тут не так («прогни­ло» или всегда
хромало). Деррида явно сомневается в возможности ког­да-либо выйти из
метафизики, и потому даже свое самое знаменитое понятие —
«различАние» (differAnce) — он уверенно назовет «метафи­зическим»
понятием («РазличАние», 1968)[ii][2]2. И
все равно он строит свою программу на «борьбе» с метафизикой, на
выявлении генеалогии ме­тафизических понятий и обобщает эту работу-борьбу
словом «деконструкция».

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ