Запись первоначала :: vuzlib.su

Запись первоначала :: vuzlib.su

46
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Запись первоначала

.

Запись первоначала

С артикуляции, членораздельности, начинается язык. Она
устанавливает слово, но и угрожает ему — первоначальному слову как «почти
пению». Чем язык рациональнее, тем менее он музы­кален, чем лучше он
обозначает потребности, тем хуже выражает стра­сти. Руссо хотел бы представить
это как роковую случайность, но опи­сывает ее как неизбежность. Ведь
«голоса природы невнятны»: это хриплые, нечленораздельные, гортанные
звуки. Артикуляция отрывает язык от крика и нарастает с использованием
согласных: иначе говоря, язык рождается в процессе собственного вырождения.
Желание Руссо найти чистое и абсолютное первоначало неизменно: в сослагательном
наклонении Руссо описывает мифическую стадию языка — когда он уже порвал с
жестом, с животной потребностью, но еще не стал вырождать­ся в рассудочный
механизм. Именно этот непрочный предел между «еще не» и «уже
не» выступает как процесс одновременного рождения язы­ка и общества. Однако,
поскольку восполнительность это условие воз­можности чего бы то ни было в
обществе, Руссо вынужден постоянно описывать, как бы вопреки своей воле, схему
восполнения (отстранения и отсрочивания) этого первоначала. Не забудем, однако,
что письмо есть лишь другое имя этой структуры восполнительности.

И Руссо не справляется с этой сложностью: он либо стремится
под­чинить механизм восполнительности единству желания, допускающе­го
несовместимые вещи, либо пытается расчленить противоречие на не­противоречивые
подструктуры, полагая по одну сторону все членораздельное (язык, общество), а
по другую — все слитное (интона­ция, жизнь, энергия). Однако и в слитном, и в
разъятом виде структура восполнительности вновь заявляет о себе. Тем самым и
вопрос об исто­рической принадлежности текста Руссо (включен ли он в метафизиче­скую
традицию или выходит из нее) обречен оставаться неразрешимым, хотя чаша весов
явно кренится к метафизичности.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ