ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
II. Подражание
.
II. Подражание
Итак, мы теперь естественным образом подошли к проблеме построения
«Опыта»: не только времени его создания, но и его пространственной
структуры. Руссо поделил текст на главы далеко не сразу. Чем он при этом
руководствовался? В основе постройки должен лежать ее глубинный замысел. Именно
в этой связи она нас и интересует. Кроме того, нельзя смешивать смысл
постройки с ее заявленным замыслом.
Перед нами двадцать глав различной длины. Кажется, что размышления
Руссо пронизаны постоянной тревогой и от этого в них такая сила: это относится
прежде всего к вопросу о происхождении музыки и ее вырождении. Этой теме —
музыке, ее рождению и ее упадку — посвящены как раз главы с XII («Начало
музыки и отношения музыки») по XIX («Как произошло вырождение
музыки»). Если считать, что именно судьба музыки — главная проблема
«Опыта», требуется объяснить, почему же тогда главы, в которых непосредственно
говорится о музыке, занимают меньше трети трактата (по числу глав — немного
больше, а по числу страниц — немного меньше), а больше нигде о ней и речи нет.
Какова бы ни была история написания этого сочинения, единство его построения
от этого не умаляется и никакое изменение не может быть случайным.
.