10. Бой. :: vuzlib.su

10. Бой. :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


10. Бой.

.

10. Бой.

Мы ожидаем, что бой, как кульминационный пункт всей сказки,
будет описан с подъемом, с деталями, подчеркивающими силу и удаль героя. Но это
не в стиле сказки. В противоположность героическому эпосу многих народов, где
бой, битва есть центральное место песни и описывается иногда даже с некоторыми
длиннотами, сказка проста и коротка. Самый бой подробно не описывается.
«Буря-богатырь разошелся, боевой палицей размахнулся — три головы ему
снес» (136). Есть, однако, некоторые подробности, которые требуют особого
внимания. Змей никогда не пытается убить героя оружием или лапами, или зубами:
он пытается вбить его в землю и этим его уничтожить. «Чудо-юдо стал
одолевать его, по колено вогнал его в сырую землю». Во втором бою
«забил по пояс в сырую землю». Змея же можно уничтожить, только
срубив все его головы. Но головы эти имеют чудесное свойство: они вновь
вырастают. «Срубил чуду-юду девять голов; чудо-юдо подхватил их, черкнул
огненным пальцем — головы опять приросли» (137). Только после того, как
срублен огненный палец, герою удается срубить все головы.

Третий бой — самый страшный. Братья, как уже указано, спят
в это время в избушке. У избушки привязан конь. В решительный момент герой
бросает в избушку шляпу или сапог. От этого избушка рассыпается, и конь спешит
на помощь своему владельцу. Это — также постоянная черта в изображении боя:
только конь (или другой помощник, например, охота, свора героя) может убить
змея. «Жеребцы прибежали и вышибли змея из седла вон» (136).
«Богатырский конь бросился на побоище и начал змея зубами грызть и
копытами топтать» (129, вар.). «Звери бросились на него и разорвали в
клочки» (201). «Одна лошадь поднялась на дыбы и змею на плечи
взвалилась, а другая по боку ударила копытами, и змей свалился, и лошади
притисли змея ногами. Вот лошади-то! (Он. зав. 145).

Бой, конечно, кончается победой героя. Но после боя нужно
выполнить еще одно дело: змея нужно окончательно уничтожить. Змея или его
головы нужно сжечь. «А туловище скатил в огненную реку» (Аф. 134).
«Все части, подобрав, сжег, а пепел развеял по полю» (132).
«Наклал костер, сжег змея в пепел и пустил по ветру» (129, вар.).
Иногда они бросаются в море или кладутся под мост, или закапываются, и на них
кладется камень.

Несколько иначе, с небольшими отступлениями, протекает бой,
когда змей обладает женщиной и герой до боя видит царевну и говорит с ней.
Часто это — три сестры, которые прячут героя до появления змея. Но чаще
царевна живет в необычайном дворце. Она, например, живет «на горах в
алмазном дворце» (Аф. 129, вар.). Герой в таких случаях до боя почти
всегда засыпает, в особенности в сказках, где царевна выведена змею на съедение.
Он спит богатырским сном, положив голову на колени царевны, и его трудно бывает
разбудить. Таким образом мы видим в сказке двоякую природу сна. С одной
стороны, перед боем или во время боя спят ложные богатыри. С другой стороны,
спит перед боем именно герой. Природа этого сна из самой сказки не ясна и
требует специального рассмотрения.

Этим исчерпываются основные, типичные черты змея, и мы
перейдем к историческому изучению его.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ