8. Задачи Водяного. :: vuzlib.su

8. Задачи Водяного. :: vuzlib.su

81
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


8. Задачи Водяного.

.

8. Задачи Водяного.

Этот случай типичен для тех сказок, где герой запродан
Водяному. Он является к нему, но по дороге, до встречи с водяным царем, уже
обручается с его дочерью. Как только герой является к Водяному, тот сразу же
начинает задавать ему задачи, причем эти задачи или ничем не мотивируются, или
мотивируются, например, так: «Вот тебе за провинок, что ты долго не приходил:
поставь мне за ночь амбар» (Аф. 225). Иногда выполнение задач поставлено
как условие освобождения. «Узнай ты мою меньшую дочь; узнаешь — пушу тебя
на все на четыре стороны, не узнаешь — пеняй на себя» (220).

Здесь сказочник не знает, что заставляет Водяного задавать
задачи. Он от себя придумывает причину. За этими задачами, однако, всегда
следует брак с дочерью Водяного, и здесь мы просто имеем отражение сказочного
канона: сватовство плюс трудные задачи плюс брак. Сватовство отпало, трудные
задачи надо мотивировать как-то иначе, брак тоже не особенно убедительно
вытекает из выполнения их, зато эти случаи интересны тем, что отец невесты
здесь явно враждебен зятю. После брака следуют бегство и попытка Водяного
нагнать и уничтожить бежавших. Царевна же идет заодно с женихом против своего
отца.

Таких случаев, когда задавание трудных задач не стоит в
непосредственной связи с сватовством, можно указать несколько. Мы имеем его,
например, в «Семи Симеонах». Здесь парь «приказывает семи
Симеонам показать свои ремесла» (146). Однако здесь за исполнением задач
все же следует брак. Связь задач с браком из обусловленной превратилась в
механическую.

В сказке «Царевна-лягушка» (267-269) царь после
женитьбы своих сыновей ни с того ни с сего вдруг объявляет: «Чтобы жены
ваши испекли мне к завтраму по мягкому белому хлебу» (269). Однако из
дальнейшего становится ясным, что этим невеста-лягушка возвеличивается, т. е.
задаванье задач ведет, как и в иных случаях, к выделению магически вооруженного
из простых смертных.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ