Введение :: vuzlib.su

Введение :: vuzlib.su

55
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Введение

.

Введение

Дело в том, что, даже владея одним и тем же языком, люди не
всегда могут правильно понять друг друга, и причиной часто является именно
расхождение культур.

Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров.

«Язык и культура».

Однажды на заре перестройки, оказавшись по делам в Америке,
я позвонила известному американ­скому врачу, чтобы попросить его посмотреть
историю болезни доче­ри моей подруги. Профессор, све­тило американской
медицины, был очень любезен. Сразу согласив­шись помочь, он поинтересовался,
кто я и зачем приехала в Америку. «Я филолог, — ответила я со скромной
гордостью. — Приехала на кон­ференцию». — «Филолог? — недоумевающе спросил он.
— Это какая отрасль медицины?» Я растерялась. Не знает, что такое филология? Шу­тит?
Издевается? Но голос был серьезно-заинтересованный. «Что это значит — филолог?»
— спросил он после затянувшейся паузы. — «Ну, это значит, — залепетала я, — это
значит, что я люблю слова». — «Ах вот оно что, — сказал он явно разочарованно,
— Вы любите болтать, и за это Вас послали на конгресс». Я расстроилась. Глупо
все получилось. Не смогла объяснить, чем занимаюсь. Я-то люблю слова, а они меня,
видно, не любят. И английский язык знаю, и все артикли на месте, и
гласные-согласные произношу правильно, а общения не получилось.

Я вспомнила этот эпизод, думая о том, что сказать во
введении к этой книге: чем я занимаюсь, зачем пытаюсь ее писать, когда столько
уже написано и о языке, и о культуре, и об общении. Сейчас, когда мы озабочены
экологическим будущим нашего мира, открывая новую кни­гу, невольно думаешь: ну
вот, еще одну рощу на бумагу перевели. По­пытаюсь оправдаться и объяснить,
зачем очередная маленькая рощица пошла на бумагу.

Я филолог по образованию, по призванию, по душе, по уму. Я
люблю слова. Я радуюсь, что в названии моей специальности лежит не описа­ние
(grapho), не слово о (logos), не знание/ведение, а любовь — philo. Любовь к
словам. А за что их любить? Как оправдаться перед человеком, который легко
объяснит, чем он занимается: лечит, спасает от смер­ти, продлевает жизнь и
возможность работать. А я, видите ли, слова люблю, и эта любовь как бы и есть
моя специальность. Вот и подходя­щий случай объяснить словами, для чего они, за
что их любить, как сде­лать из любви к словам профессию.

Ответ простой и ясный: слова нужны, чтобы можно было
общаться, без них общение, хоть и возможно, но и затруднительно, и бедно. В них
— роскошь, свобода общения, или коммуникации, если пользовать­ся, как это
всегда было модно и принято, заимствованием из иностран­ного языка.

Человек — существо общественное. Он живет в обществе и,
следо­вательно, может и должен общаться с другими членами этого общества.
Обратим внимание на общий корень: общество, общение. И слово ком­муникация —
того же корня, только латинского: communication из communis — общий.

Итак, слова связывают людей, объединяют их через общение.
Без общения нет общества, без общества нет человека социального, нет человека
культурного, человека разумного, homo sapiens. Слова, скла­дываясь в язык,
выделяют человека из животного мира. Как же их не любить?! Как же их не изучать
— внимательно, пристально, со всех то­чек зрения и во всех проявлениях? Ни одна
наука, ни одна специаль­ность не может обойтись без слов. Они нужны хотя бы для
того, чтобы сформулировать знание и опыт, сохранить его и передать следующим
поколениям. И великий медик общается с помощью слов и с другими медиками, и с
пациентами, и со всеми другими членами человеческого сообщества.

Его Величество Общение (или Ее Величество Коммуникация)
правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и
самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить комму­никацию между
людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важ­на и оправданна, так как
общение — это столп, стержень, основа суще­ствования человека.

Цель этой книги — рассмотреть проблемы человеческого общения
с особым вниманием к языку как главному — но не единственному! — средству
общения.

Такая попытка особенно важна сейчас, когда смешение народов,
язы­ков, культур достигло невиданного размаха и как никогда остро встала
проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и
уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от избыточности,
недостаточности или просто непохожести других куль­тур. Именно этим вызвано
всеобщее внимание к вопросам межкультур­ной, международной коммуникации.

Какие факторы помогают коммуникации, что препятствует ей и
что затрудняет общение представителей разных культур?

Как соотносятся между собой язык и культура?

Каким образом язык отражает мир, пропущенный через сознание
че­ловека?

Каково влияние языка на формирование личности?

Как отражаются в языке и одновременно формируются им индиви­дуальный
и коллективный менталитет, идеология, культура?

Что такое национальный характер и как он формируется языком?

Какова роль социокультурного фактора при изучении
иностранных языков?

Как языком и культурой создается картина мира — первичная,
от родного языка, и вторичная, усваиваемая при изучении других языков?

Почему Министерство образования изменило название специаль­ности
«Иностранные языки» на «Лингвистику и межкультурную комму­никацию»?

Почему весь мир озабочен проблемами межкультурного общения и
межкультурных конфликтов?

Что побудило Сэмюэля Хантингтона, известного американского
по­литолога, предсказать третью мировую войну как войну культур и циви­лизаций,
а не политических и экономических систем?

Что стоит за словами бывшего директора компании «Форд» Ли
Йакокки: «В течение всей своей карьеры я отдавал лишь 20% времени всему, что
связано с коммуникацией, и 80% — остальной работе. Если бы я мог начать
сначала, то я сделал бы наоборот»?

В этой работе я постараюсь ответить на эти вопросы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ