§2. Язык, культура и культурная антропология :: vuzlib.su

§2. Язык, культура и культурная антропология :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§2. Язык, культура и культурная антропология

.

§2. Язык, культура и культурная антропология

Остановимся теперь на соотношении языка и культуры, этих
двух клю­чевых для настоящей работы слов и понятий. Их тесная взаимосвязь
очевидна.

Язык — зеркало культуры, в нем отражается не только реальный
мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и об­щественное
самосознание народа, его менталитет, национальный ха­рактер, образ жизни,
традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.

Язык — сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит
куль­турные ценности — в лексике, в грамматике, в идиоматике, в послови­цах,
поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах
письменной и устной речи.

Язык — передатчик, носитель культуры, он передает сокровища
на­циональной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая
родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт
предшествующих поколений.

Язык — орудие, инструмент культуры. Он формирует личность чело­века,
носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира,
менталитет, отношение к людям и т. п., то есть че­рез культуру народа,
пользующегося данным языком как средством об­щения.

Итак, язык не существует вне культуры как «социально
унаследо­ванной совокупности практических навыков и идей, характеризующих наш
образ жизни» 5. Как один из видов человеческой деятельности, язык оказывается
составной частью культуры, определяемой (см. выше) как совокупность результатов
человеческой деятельности в разных сферах жизни человека: производственной,
общественной, духовной. Однако в качестве формы существования мышления и,
главное, как сред­ство общения язык стоит в одном ряду с культурой 6.

Если же рассматривать язык с точки зрения его структуры,
функцио­нирования и способов овладения им (как родным, так и иностранным), то
социокультурный слой, или компонент культуры, оказывается час­тью языка или
фоном его реального бытия.

В то же время компонент культуры — не просто некая
культурная информация, сообщаемая языком. Это неотъемлемое свойство языка,
присущее всем его уровням и всем отраслям.

Язык — мощное общественное орудие, формирующее людской поток
в этнос, образующий нацию через хранение и передачу куль­туры, традиций,
общественного самосознания данного речевого

коллектива.

«Первое место среди национально-специфических компонентов
культуры занимает язык. Язык в первую очередь способствует тому, что культура
может быть как средством общения, так и средством разобще­ния людей. Язык — это
знак принадлежности его носителей к опреде­ленному социуму.

На язык как основной специфический признак этноса можно смот­реть
с двух сторон: по направлению „внутрь», и тогда он выступает как главный
фактор этнической интеграции; по направлению „наружу», и в этом случае он
— основной этнодифференцирующий признак этноса. Диалектически объединяя в себе
эти две противоположные функции, язык оказывается инструментом и самосохранения
этноса, и обособле­ния „своих» и „чужих»» 7.

Таким образом, соотношение языка и культуры — вопрос сложный
и многоаспектный. Проблемам взаимоотношений, взаимосвязи, взаи­мовлияния и
взаимодействия языка и культуры в процессе общения людей и посвящена эта книга.
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению этих проблем, необходимо сделать
несколько ого­ворок и разъяснений как методологического, так и методического
плана.

Вопросами становления и развития культуры человека
занимается культурная антропология. Антропология, как это следует из названия,
— наука о человеке. Однако к наукам о человеке (что также отражено в названии)
относятся все гуманитарные науки и некоторые естествен­ные (медицина, частично
— биология). Наук о человеке много, и это понятно, потому что, во-первых,
человек очень сложное, разносторон­нее и многогранное существо, а во-вторых —
все эти науки развивают­ся в человеческом обществе, где, естественно, именно
человек нахо­дится в центре внимания.

Все остальные науки, не скон­центрированные непосредственно
на человеке, имеют в качестве предмета изучения мир, природу, объективную
внечеловеческую реальность, но это мир, окружаю­щий человека, и изучается он че­ловеком,
для человека,сточки зре­ния ЧЕЛОВЕКА. ИНЫМИ СЛОВЭМИ, человеческий фактор
присутствует даже в самой негуманитарной на­уке.

Итак, множество наук о челове­ке изучает разные стороны его
жиз­ни, его физической (биология, ме­дицина) и духовной (психология, философия,
филология) сущности, его деятельности (экономика, со­циология), его становления
и раз­вития (история). Все эти дисциплины тесно взаимосвязаны, поскольку
восходят к одному и тому же объекту изучения — человеку, в котором эти
разнесенные по разным дисциплинам аспекты сосуществуют как единый организм, как
неразрывное целое.

Чем же занимается антропология, что выбрала себе эта наука,
ра­зорвав, как и все остальные, неразрывное целое?

Антропология отличается от всех других наук о человеке как
раз тем, что она пытается собрать воедино все остальные аспекты и изу­чить
глобально и всесторонне общий процесс физического и куль­турного развития
человека. Соответственно, антропология подразде­ляется на:

1) физическую антропологию, изучающую биологическое происхож­дение
и эволюцию физической организации человека, представленно­го различными расами;

2) культурную антропологию, изучающую формирование и разви­тие
человеческой культуры.

Таким образом, культурная антропология — чрезвычайно широ­кая
фундаментальная наука, изучающая общие проблемы культурного развития
человечества, вбирающая в себя знания всех других гумани­тарных наук, изучающая
единый процесс культурного становления че­ловека, то есть того уникального и
существеннейшего аспекта, который делает человека Человеком и отличает его от
остального животного мира. У животных есть определенные системы поведения, но
нет куль­туры.

Культура как предмет изучения культурной антропологии — это
со­вокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах
жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и
обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период
времени. Культурная антропология ис­следует развитие культуры во всех ее
аспектах: образ жизни, видение мира, менталитет, национальный характер,
результаты духовной, обще­ственной и производственной деятельности человека.
Культурная ант­ропология изучает уникальную человеческую способность развивать
культуру через общение, через коммуникацию, в том числе и речевую,
рассматривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаи­модействие и
конфликты. Особое внимание уделяется взаимодействию языка и культуры.

Основные задачи курса культурной антропологии:

1) разъяснить ту огромную роль, которую культура играет в
жизни человека, в его поведении и общении с другими людьми и с другими
культурами;

2) ознакомить с идеями и методами этой науки;

3) определить пути, по которым идет развитие культур, их
измене­ние, столкновение и взаимодействие;

4) раскрыть взаимосвязь, взаимовлияние и взаимодействие
языка и культуры;

5) показать, как культура воздействует на поведение
человека, его мировосприятие, мировую систему, личную жизнь, формирование лич­ности
и т. п.

Развитие культурной антропологии имеет исключительное
значение для современной России, ведь наша страна была отрезана от мира, от
других культур в течение нескольких десятилетий. Мы либо вообще не знали о
некоторых культурах, либо имели о них искаженное представ­ление. В настоящее
время совпали необходимость и возможность изу­чения других культур.
Необходимость эта обусловлена новыми для жи­телей России возможностями
международного и межкультурного об­щения.

Этот курс и эта область знания особенно важны для изучающих
ино­странные языки, поскольку использование иностранных языков в качестве
реального средства общения (а не как раньше: для пассив­ного чтения письменных
текстов) возможно лишь при условии обшир­ного фонового знания задействованных
культур, их развития и взаи­мосвязей — иными словами, при условии знания
культурной антро­пологии.

В качестве отрасли науки о языке, непосредственно связанной
с изу­чением культуры, в последнее время все большее распространение по­лучает
лингвокультурология.

По словам профессора В. В. Воробьева (Российский университет
дружбы народов), «сегодня уже можно утверждать, что лингвокульту­рология — это
новая филологическая дисциплина, которая изучает определенным образом
отобранную и организованную совокупность культурных ценностей, исследует живые
коммуникативные процессы порождения и восприятия речи, опыт языковой личности и
нацио­нальный менталитет, дает системное описание языковой „картины мира»
и обеспечивает выполнение образовательных, воспитательных и интел­лектуальных
задач обучения…

Таким образом, лингвокультурология — комплексная научная дис­циплина
синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодей­ствие культуры и языка в
его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в
единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи
системных мето­дов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные уста­новления
(систем норм и общественных ценностей)» 8.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяБухобслуживание
Следующая статьяО. КОНТ :: vuzlib.su

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ