Лекция 1. Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии :: vuzlib.su

Лекция 1. Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии :: vuzlib.su

48
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Лекция 1. Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии

.

Лекция 1. Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии

На территории древней Азии образовались крупные очаги циви­лизации,
значительного развития достигло рабовладение, возникли первые рабовладельческие
государства. Многочисленные историче­ские памятники позволяют судить о
зарождении и развитии эконо­мических идей. Об этом даёт представление история
древней Вави­лонии. О начале формирования раннеклассового общества свидетель­ствуют,
например, законы царя Эшнунны (XX в. до н.э.). В них тол­ковались хозяйственные
вопросы. Наиболее значительным памят­ником Вавилонского царства является кодекс
царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), широко отразивший экономические основы
общест­ва, важнейшие тенденции его развития. Свод законов Хаммурапи даёт
представление о том, что деление общества на рабов и рабовла­дельцев
признавалось в то время естественным и вечным, рабы при­равнивались к имуществу
рабовладельцев. Законы Хаммурапи от­разили заботу об укреплении и охране
частной собственности. Поку­шение на неё каралось смертной казнью и отдачей в
рабство. Истори­ческий памятник свидетельствует о том, что основу экономики
Вавилонского царства составляло натуральное хозяйство. Сохраняла позицию
община, хотя разложение уже основательно коснулось ее. Царская власть
заботилась о защите интересов общины и мелких производителей. В законах
Хаммурапи отразилось развитие товарно-денежных отношений, меры,
способствовавшие расширению тор­говых сделок.

Большое место в истории общественной мысли древнего Китая
рассматриваемого периода занимает конфуцианство — учение, со­зданное Конфуцием
(Кун Фуцзы), жившем в 551-479 гг. до н.э. Эко­номические взгляды Конфуция
систематизированы одним из его последователей Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.).
Они оказали большое влияние на экономическую мысль Китая. В экономике страны в
быт­ность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением
первобытнообщинного строя и становлением рабовла­дения. Пришло в упадок земледелие,
разрушались общинные свя­зи, нарастала имущественная дифференциация,
укреплялись пози­ции частных рабовладельческих хозяйств.

Конфуций одним из первых создал учение о естественном пра­ве,
на котором базировалась его философская и социально-эконо­мическая концепция.
Он исходил из того, что в основе общественно­го устройства лежит божественное
начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества
на «благород­ных», составляющих высшее сословие, и
«простолюдинов» («низ­ких»), уделом которых является
физический труд, Конфуций счи­тал естественным. Отношения между рабовладельцами
и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспиты­вать
«доверие» рабов к эксплуататорам, советовал «благородным»
добиваться верности рабов.

Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности
формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства,
широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за
укрепление власти верховного правителя Китая.

Экономические воззрения Конфуция, являясь продуктом своей
эпохи, были противоречивы. Идеализация старины, закрепление
патриархально-общинных отношений уживались у него с разработ­кой правил,
регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладель­цев. Он представлял прежде
всего позиции потомственной рабовладельческой аристократии, а также низшего,
служилого слоя рабо­владельцев. Рабовладение у него совмещалось с сохранением
ста­рых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В ус­ловиях
обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения
социального «равенства» при сохранении рабо­владельческих порядков,
сглаживания классовых конфликтов. Кон­фуцианство обосновывало консерватизм
общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе.

Конфуцианство нашло своё развитие во взглядах Мэн-цзы, свя­зывавшего
социальное неравенство с «небесной волей», оправды­вавшего
противоположность между умственным и физическим тру­дом. Вместе с тем Мэн-цзы
был против ужесточения рабовладель­ческого гнета, ратовал за восстановление
общинного землевладе­ния, выступал в защиту общины, экономических интересов
крестьян. Противоречивость, свойственная социально-экономической концеп­ции
конфуцианства, получила у Мэн-цзы дальнейшее углубление.

С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники
(моисты). Они проповедовали природное равенство людей, отрица­ли сословность,
привилегии знати. Моисты обосновывали необходи­мость всемерного развития
производства для удовлетворения по­требностей всего населения, всеобщее участие
людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей.
Противопоставляя конфуцианству идею «всеобщей взаимной люб­ви»,
моисты не понимали ее иллюзорности.

Одним из знаменательных памятников истории экономических
идей в Китае является трактат «Гуань-цзы», принадлежащий перу
неизвестных авторов. Он относится к IV-III в. до н.э. Проявляя за­боту о
крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязатель­ную трудовую
повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления
экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему
налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они
возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономи­ческие
дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна
для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий
и т.д.

Столкновение двух тенденций в социально-экономической жиз­ни:
стремление сохранить патриархально-общинные начала, с од­ной стороны, рост и
укрепление позиций рабовладения — с другой, борьба стоявших за ними классов
длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего
Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натураль­ного и
товарного хозяйства.

Изучая историю экономической мысли древней Индии, следует
прежде всего обратить внимание на экономические идеи, содержа­щиеся в
древнейших памятниках — ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов,
заклинаний. Они создавались в I тысяче­летии до н.э. и отразили начавшееся
разложение первобытнообщин­ного строя, формирование рабовладения. К началу I
тысячелетия относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса,
содержащих экономические идеи, как «Махабхарата» и
«Рамаяна». Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая — о
подвигах Рамы.

Развитие экономической мысли отразилось в литературно-ре­лигиозных
памятниках. В их числе знаменитые «Законы Ману», со­ставлявшиеся на
протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о
социально-экономических условиях Индии III ты­сячелетия до н.э., выражают
устами жрецов (брахманов) экономи­ческие взгляды рабовладельцев. «Законы
Ману» — это свод пред­писаний, ниспосланных людям «божественным
законодателем». В них устанавливались формы превращения свободного
человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе.
«За­коны Ману» отразили существование наследственных каст. Обосно­ванная
в них брахманская концепция экономической политики отво­дила существенную роль
государству, на которое возлагалось обес­печение доходов, регламентация
хозяйственной деятельности, экс­плуатация свободного населения и др.

Выдающимся памятником истории экономической мысли древ­ней
Индии является трактат «Артхашастра», автором которого был советник
царя Чандрагупты I брахман — Каутилья (конец IV — начало III вв. до н.э.).*
«Артхашастра» создавалась как наставление для царя, но по своему
содержанию и значению далеко вышла за рамки свода советов. Это обширный
экономический труд, охватыва­ющий широкий круг вопросов и свидетельствующий о
зрелости эко­номической мысли Индии того времени. «Артхашастра»
характери­зует социально-экономическое и политическое устройство страны,
содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономиче­ских идей.

* Артхашастра, или наука политики. М.: АН СССР, 1959.

«Артхашастра» повествует о социальном неравенстве,
оправды­вает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления
общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на
четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями
обладали брахманы и кшат­рии. Автор проявлял заботу об укреплении положения
ариев. Ука­зывалось, что «для ариев не должно быть рабства». Если
арии по каким-то причинам и становились рабами, то такое состояние для них
рассматривалось как временное, предусматривались меры к их освобождению.
Трактат уделял большое внимание регламентирова­нию рабовладения, сохранявшему
черты патриархального. Рекомен­довались меры, ограничивающие развитие рабства,
предупреждав­шие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обла­дать
собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт
своего имущества.

В «Артхашастре» подробно описывалось состояние
экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось
земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем раз­вивались ремесла,
торговля. Большую роль трактат отводил строи­тельству, поддержанию оросительных
систем, которые квалифици­ровались как основа урожая. Ущерб, наносимый
оросительной сис­теме, рассматривался как тяжкое злодеяние.
«Артхашастра» содер­жит богатые сведения об общественном разделении
труда и обмене. Учение о торговле составляло в ней неотъемлемую часть всего уче­ния
о ведении народного хозяйства.

«Артхашастра» уделяла большое внимание толкованию
эконо­мической роли государства. В ней проводилась типичная для эконо­мической
мысли стран Древнего Востока идея об активном вмеша­тельстве государства в
экономическую жизнь, в регламентацию об­щественных отношений. Более того,
трактат непосредственно воз­лагал на царскую власть заботы о выполнении многих
хозяйствен­ных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригацион­ных
систем, строительство колодцев, создание новых деревень, орга­низацию
прядильно-ткацкого производства с привлечением специ­фического контингента
работников (вдовы, сироты, нищие, инвали­ды, отрабатывающие штраф и т.д.).
Подробно описывалась экономи­ческая политика царской администрации, налоговая
система, веде­ние царского хозяйства, основные источники доходов и т.д.

Трактат «Артхашастра» дает представление о том,
как индий­ская экономическая мысль трактовала основные вопросы социаль­но-экономических
отношений, хозяйственной жизни типичного для стран Древнего Востока
раннерабовладельческого общества.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ