Лекция 2. Экономические учения Древней Греции :: vuzlib.su

Лекция 2. Экономические учения Древней Греции :: vuzlib.su

16
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Лекция 2. Экономические учения Древней Греции

.

Лекция 2. Экономические учения Древней Греции

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней
Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и
Аристотеля.

Ксенофонт родился в Афинах в 430 г. до н.э.. (умер в 355 г. до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он —
ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим
взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской
демократии.

Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе
«Домо­строй», подготовленной как руководство для ведения рабовладель­ческого
хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характери­зовал его как науку о
ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики
Ксенофонт считал земле­делие, которое он квалифицировал как наиболее достойный
вид за­нятия. По словам Ксенофонта, «земледелие— мать и кормилица всех
искусств» Основную цель хозяйственной деятельности он ви­дел в обеспечении
производства полезных вещей, т.е. потребитель­ных стоимостей. К ремеслам
Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для
рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и
торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт
допускал использование товарно-денежных отношений.

«Домострой» содержал многочисленные советы
рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руко­водство
хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физический труд
Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие,
пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и
эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными.

Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уде­лил
большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное
явление, как важное условие увеличения про­изводства потребительных стоимостей.
Он близко подошёл к прин­ципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт
впервые ука­зал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По
его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.

Ксенофонт — идеолог прежде всего натурального рабовладель­ческого
хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хо­зяйства развитие
торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и
советовал использовать в своих инте­ресах Ксенофонт признавал деньги как
необходимое средство обра­щения и концентрированную форму богатства. Осуждая
деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в
качестве сокровищ.

У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи:
как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимос­ти — с другой.
Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой
стоимости. Ценность вещи ста­вилась в зависимость от полезности, а цена
непосредственно объяс­нялась движением спроса и предложения.

Экономические идеи занимали значительное место в сочинени­ях
древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Наибо­лее известна его
работа «Политика или государство». Социально-экономическая концепция
Платона получила концентрированное вы­ражение в проекте идеального государства.
Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой
природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (го­рода)
на две части: на богатых и бедных.

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда,
рассматривая его как естественное явление. В его концепции обос­новывалось
прирожденное неравенство людей. Деление на свобод­ных и рабов он толковал как
нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве
основной производи­тельной силы, а их эксплуатация — как средство обогащения
рабо­владельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов
превращались варвары, иностранцы.

Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одоб­рительно
относился и к ремёслам. Экономическую основу государ­ства он видел в
натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуа­тации рабов. С естественным
разделением труда Платон связывал необходимость обмена Он допускал мелкую
торговлю, которая при­звана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к
тор­говле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма
отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в ос­новном
иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным
и даже постыдным.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на
три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3)
землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно
из этих сословий. Они приравнива­лись к инвентарю, рассматривались как
говорящие орудия производ­ства. Философы и воины составляли высшую часть
общества, о кото­рой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить
им обобществленное потребление, что дало повод толковать это как некий
«аристократический коммунизм».

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней
Греции внес величайший мыслитель древности Аристотель. Он ро­дился в 384 г. до н.э. в семье врача (умер в 322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель
не разделял, однако, платоновского идеализма. Проявляя колебания между
материализ­мом и идеализмом, он шел к материализму. Аристотель известен как
воспитатель наследника престола в Македонии знаменитого Александра
Македонского. В дальнейшем он основал философскую школу Ликей в Афинах,
занимался научной и педагогической дея­тельностью, явился автором многочисленных
произведений по есте­ственнонаучной тематике, философии, логике, экономике,
литера­туре, истории и т.д. Его политические взгляды изложены в работе
«Политика» и других произведениях. Он — противник аристокра­тического
строя, олигархической власти, сторонник рабовладельче­ской демократии.
Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как
естественное. По его мнению, сво­бода была уделом лишь эллинов. Что касается
иностранцев (варва­ров), то они по своей природе могли быть только рабами.
Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2)
класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) во­енные. Рабы
составляли отдельную группу, не включавшуюся в граж­данскую общину. Рабство
Аристотель связывал с естественным раз­делением труда, считая, что рабы по
своей природе являются таковы­ми и способны только к физическому труду. Раб
приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имуще­ство.
Рабы, по мнению Аристотеля, должны были обеспечивать все виды физического
труда.

Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической
мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть
их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников
(Ксенофонта, Платона), по­ложив начало экономическому анализу, что проявилось в
подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм
стоимости и т.д.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на
эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические яв­ления с точки
зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления
хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, всё, что
расшатывало и разлагало хозяй­ство, относилось к разряду явлений
противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники,
средства удов­летворения потребностей общества. Естественные явления Аристо­тель
относил к экономике, которая раскрывала источники «истинного
богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономика
обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности
расширения производства потребительных стоимос­тей. Это соответствовало
поддержанию умеренных размеров богат­ства, сторонником которых был Аристотель,
отвергавший чрезмер­ное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения,
спе­кулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю,
поскольку она не нарушала преобладающей роли потре­бительной стоимости, и
относил её к экономике.

Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмер­ным
развитием сферы обращения и включал в хрематистику, кото­рая рассматривалась
как искусство «делать деньги», создавать бо­гатство, не имеющее
границ. Он отвергал крупную, спекулятивную торговлю, преследующую цель
накопления денежных богатств, осуж­дал ростовщичество. Являясь сторонником
ведения хозяйства на основе экономики, великий мыслитель древности решительно
выс­тупал против того, что относилось к хрематистике.

Гениальные догадки высказал Аристотель по поводу обмена,
меновой стоимости. Он понимал, что обмениваемые товары без тож­дества их
сущностей не могли бы относиться друг к другу как соиз­меримые величины. По его
мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство — без
соизмеримости. В обмене приравнива­ются все ремёсла и искусства, а участвующие
в нём потребитель­ные стоимости обладают чем-то общим, хотя такое приравнивание
Аристотель не мог объяснить. Гений Аристотеля проявился в том, что в выражении
стоимости товара он открывает отношение равен­ства. Лишь исторические границы
общества, в котором он жил, по­мешали ему раскрыть, в чём же состоит «в
действительности» это отношение равенства.

Представляет интерес и то, как Аристотель рассматривал фор­му
стоимости. Денежная форма товара принималась как развитие простой формы
стоимости. Хотя он не мог научно объяснить проис­хождение и сущность денег,
однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало
рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения. «В
истории эконо­мических учений древнегреческие мыслители обнаруживают такую же
гениальность и оригинальность, — отмечал К. Маркс, — как и во всех других
областях. Исторически их воззрения образуют поэтому теоретические исходные
пункты современной науки».*

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 238.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ