Лекция 3. Литература об организации рабовладельческих латифундий в Древнем Риме :: vuzlib.su

Лекция 3. Литература об организации рабовладельческих латифундий в Древнем Риме :: vuzlib.su

18
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Лекция 3. Литература об организации рабовладельческих латифундий в
Древнем Риме

.

Лекция 3. Литература об организации рабовладельческих
латифундий в Древнем Риме

Экономическая мысль древнего мира получила дальнейшее раз­витие
и завершение в Древнем Риме. Она отразила очередную сту­пень эволюции
рабовладения, новые формы организации рабовладельческих хозяйств, характерную
для них более жестокую эксп­луатацию рабов, обострение противоречий и усиление
борьбы в ус­ловиях разлагавшегося рабовладельческого общества. Важнейшей
проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания,
организации и методов ведения крупных рабовла­дельческих хозяйств (латифундий).
По этим вопросам выступали Катон Старший (234-149 гг. до нэ), Варрон (116-27
гг. до н.э.), Колумелла (I в н. э.).

Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ве­дения
крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении
«Землевладение» Катоном Старшим, являвшимся круп­ным землевладельцем
Трактат Катона отразил период подъема рим­ского рабовладельческого
производства. Его идеалом было в основ­ном натуральное хозяйство,
обеспечивавшее прежде всего свои по­требности. Однако не исключалась торговля,
призванная реализовы­вать часть продукции и приобретать то, что не могло
производиться собственными силами. Большое место в сочинении Катона занимали
советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам эксплуатации. Автор
относил рабов к орудиям производства, рекомен­довал содержать их в строгости, в
зависимости от прилежания, ра­ционально эксплуатировать их труд Катон считал
целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повино­вении,
в духе, угодном хозяину. Предусматривая возможные возму­щения и выступления
рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты,
несогласие между ними, свое­временно освобождаться от дряхлых и больных. Рабы
жестоко на­казывались за малейшие проступки. Питание, одежда, жилище долж­ны
были соответствовать их положению говорящих орудий. Все эти советы Катона
нацелены на обеспечение рационального ведения круп­ного рабовладельческого
хозяйства.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в до н.э.
продолжил римский ученый Варрон. Его взгляды изложены в трак­тате «О
сельском хозяйстве». Он отразил, с одной стороны, более развитые формы
рабовладения, высшую степень эволюции круп­ных рабовладельческих экономик; с
другой — новые моменты соци­ально-экономической обстановки, связанные с
углублявшимися про­тиворечиями, все более пронизывавшими экономику Римского
рабо­владельческого государства.

В своем трактате Варрон высказывает серьезную тревогу о судь­бах
рабовладельческого хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли
от дел, живут в городах, перепоручив латифун­дии управляющим. Автор ищет пути
укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в
применении агрономи­ческой науки, росте интенсивности производства,
совершенствова­нии методов эксплуатации рабов, в использовании материальной
заинтересованности и т.д. Его заботы связаны не только с сохране­нием
натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их
доходности, ростом эффективности производства Варрон уделяет большое внимание
обращению с рабами, методам их эксплуатации. Рабов он относил к одному из трех
видов сельско­хозяйственных орудий: говорящим. Два других вида орудий в его
классификации составляли немые (инвентарь) и издающие нечле­нораздельные звуки
(рабочий скот).

Кризис рабовладения отразил в своем сочинении «О
сельском хозяйстве» Колумелла. В обширном трактате, состоящем из 12 книг,
подробно рассматривается состояние рабовладельческих латифун­дий. Колумелла
писал о крайне низкой производительности рабско­го труда, о том, что рабы
приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота,
инвентаря, воруют, обма­нывают землевладельцев и т.п. Картина, нарисованная
Колумеллой, свидетельствует об упадке сельского хозяйства, о том, что экономи­ка
рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кри­зиса, который
продолжал углубляться. По словам Колумеллы, «ла­тифундии погубили
Италию».

В поисках выхода из кризиса римский ученый отдает предпоч­тение
более производительному труду свободных производителей, ставит вопрос об отказе
от рабского труда, использовании колонов.

Одна из страниц истории экономических учений Древнего Рима
связана с гракховским аграрным движением, выражавшим интере­сы безземельного и
малоземельного крестьянства в борьбе против латифундистов. Его возглавляли
братья Тиберий (163-132 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.) Гракхи. Требуя
ограничения крупного землевладения и наделения землей безземельных и
малоземельных крестьян, они предполагали осуществить такую реформу в рамках
рабовладельческого строя и таким путем укрепить его.

В Древнем Риме большого размаха достигла борьба рабов за
свое освобождение. Их требования в обобщенном виде выдвигались во время
восстаний. Главными из них являлись уничтожение рабо­владельческих латифундий,
освобождение от рабства. Наиболее яр­кие страницы антирабовладельческих
выступлений связаны в Древ­нем Риме с крупнейшим восстанием рабов под
руководством Спар­така (74-71 гг.. до н.э.).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ