Экономические воззрения канонистов :: vuzlib.su

Экономические воззрения канонистов :: vuzlib.su

20
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Экономические воззрения канонистов

.

Экономические воззрения канонистов

Своеобразие экономической мысли средневековья ярко отрази­лось
в экономических учениях католицизма. В средние века като­лическая церковь
усиливает свое могущество. Обладая колоссаль­ными богатствами и земельной
собственностью, церковники оправ­дывают господство крепостничества и отстаивают
его позиции с по­мощью церковных правил, так называемых канонов церкви.

Завершителем взглядов канонистов был итальянский богослов
Фома Аквинский (1225-1275), создавший обширное сочинение «Сумма
богословий». Он выделялся как крупный представитель эконо­мической мысли средневековья.
Сочинение Аквинского стало своего рода энциклопедией католицизма. И поныне его
учение широко ис­пользуется Ватиканом.

Аквинский рассматривал такие экономические проблемы, как
собственность торговля, «справедливая цена»», процент.

Общественное разделение труда он характеризовал как есте­ственное
природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на
сословия. Аквинский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе и,
исходя из естественных различий, делал вывод, что крестьяне созданы для
физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя ду­ховной
деятельности «во имя спасения остальных». Подобно антич­ным
мыслителям он ставил интеллектуальный труд выше физи­ческого и трактовал
последний как рабское занятие.

Много внимания Ф. Аквинский уделял частной собственности. В
ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на
присвоение богатства. Отсюда собственность, приоб­ретаемая для удовлетворения
необходимых нужд является есте­ственным и необходимым институтом человеческой
жизни.

Важное место в учении Аквинского занимает теория
«справед­ливой цены». Идею справедливой цены каноническая теория уна­следовала
от античности. В средние века как крестьянин, так и ремесленник имели более или
менее точное представление о затратах труда на производство своих товаров и при
обмене определяли их цены в зависимости от труда, затраченного на производство.
Закон стоимости действовал задолго до возникновения капиталистического способа
производства. Цена, которая основывалась на трудовых за­тратах, т.е. на обмене
эквивалентов, считалась справедливой ценой.

С одной стороны Аквинский считает «справедливой
ценой» пра­вильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой —
доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует
каждому участнику обмена приличное его рангу сущест­вование.

Следовательно, с точки зрения Аквинского, справедливой счита­лась
не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар.

С теорией «справедливой цены» тесно связаны рассуждения Ак­винского
о прибыли и проценте. Безоговорочно оправдывая получе­ние земельной ренты, он
по отношению к прибыли и проценту зани­мал двойственную позицию. Аквинский был
сторонником натурали­зации хозяйственной жизни и подобно своим
предшественникам, враждебно относился к крупной торговле, ростовщичеству. Один
из вопросов своего основного сочинения он посвятил проблеме грехов­ности
взимания процента.

Прибыль получаемая купцами, не противоречит, по его мнению
христианской добродетели и ее следует рассматривать как плату за труд. Уровень
прибыли является нормальным, если он обеспечива­ет семье купца возможность жить
соответственно его месту в сослов­ной иерархии общества.

Отдавая дань времени, Аквинский делает попытки найти комп­ромиссное
решение вопроса о взимании процента, которое в сере­дине XIII в. было запрещено
и осуждалось церковью. Он трактует его как вознаграждение кредитору за риск
неуплаты, за предоставле­ние отсрочки должнику в платеже его долга или как
получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования
должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ