ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Экономические воззрения канонистов
.
Экономические воззрения канонистов
Своеобразие экономической мысли средневековья ярко отразилось
в экономических учениях католицизма. В средние века католическая церковь
усиливает свое могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной
собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают
его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.
Завершителем взглядов канонистов был итальянский богослов
Фома Аквинский (1225-1275), создавший обширное сочинение «Сумма
богословий». Он выделялся как крупный представитель экономической мысли средневековья.
Сочинение Аквинского стало своего рода энциклопедией католицизма. И поныне его
учение широко используется Ватиканом.
Аквинский рассматривал такие экономические проблемы, как
собственность торговля, «справедливая цена»», процент.
Общественное разделение труда он характеризовал как естественное
природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на
сословия. Аквинский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе и,
исходя из естественных различий, делал вывод, что крестьяне созданы для
физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной
деятельности «во имя спасения остальных». Подобно античным
мыслителям он ставил интеллектуальный труд выше физического и трактовал
последний как рабское занятие.
Много внимания Ф. Аквинский уделял частной собственности. В
ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на
присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения
необходимых нужд является естественным и необходимым институтом человеческой
жизни.
Важное место в учении Аквинского занимает теория
«справедливой цены». Идею справедливой цены каноническая теория унаследовала
от античности. В средние века как крестьянин, так и ремесленник имели более или
менее точное представление о затратах труда на производство своих товаров и при
обмене определяли их цены в зависимости от труда, затраченного на производство.
Закон стоимости действовал задолго до возникновения капиталистического способа
производства. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене
эквивалентов, считалась справедливой ценой.
С одной стороны Аквинский считает «справедливой
ценой» правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой —
доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует
каждому участнику обмена приличное его рангу существование.
Следовательно, с точки зрения Аквинского, справедливой считалась
не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар.
С теорией «справедливой цены» тесно связаны рассуждения Аквинского
о прибыли и проценте. Безоговорочно оправдывая получение земельной ренты, он
по отношению к прибыли и проценту занимал двойственную позицию. Аквинский был
сторонником натурализации хозяйственной жизни и подобно своим
предшественникам, враждебно относился к крупной торговле, ростовщичеству. Один
из вопросов своего основного сочинения он посвятил проблеме греховности
взимания процента.
Прибыль получаемая купцами, не противоречит, по его мнению
христианской добродетели и ее следует рассматривать как плату за труд. Уровень
прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить
соответственно его месту в сословной иерархии общества.
Отдавая дань времени, Аквинский делает попытки найти компромиссное
решение вопроса о взимании процента, которое в середине XIII в. было запрещено
и осуждалось церковью. Он трактует его как вознаграждение кредитору за риск
неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как
получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования
должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.
.