ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Томас Роберт Мальтус (1766-1834)
.
Томас Роберт Мальтус (1766-1834)
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) родился в сельской местности
недалеко от Лондона и был вторым сыном просвещенного сквайра (помещика). Поскольку
состояния в английских семьях не делятся между детьми, он не получил
наследства, но зато получил хорошее образование — сначала дома, а потом в
колледже Иисуса Кембриджского университета. Окончив колледж, Мальтус принял
духовный сан в англиканской церкви и получил скромное место второго священника
в сельском приходе. В 1793 г. он стал также членом (преподавателем) колледжа
Иисуса и оставался им до своей женитьбы в 1804 г. условием членства в колледже было безбрачие.
Много времени молодой Мальтус проводил в доме отца, с которым
вел бесконечные беседы и споры на философские и политические темы. Как это ни
странно, старик был энтузиастом и оптимистом, а молодой человек — скептиком и
пессимистом Мальтусу-старшему были близки идеи французских энциклопедистов и
английского утопического социалиста Уильяма Годвина о бесконечной возможности
совершенствования общества и человека, о близости «золотого века»
человечества. Мальтус-младший был настроен ко всему этому критически. На
будущее человечества он смотрел мрачно, в утопии Годвина не верил. Подыскивая
аргументы в спорах с отцом, он натолкнулся у нескольких авторов XVIII в. на
идею о том, что люди размножаются быстрее, чем растут средства существования,
что население, если его рост ничем не сдерживается, может удваиваться каждые
20-25 лет. Мальтусу казалось очевидным, что производство пищи не может расти
столь же быстрыми темпами. Значит, силы природы не позволяют человечеству
выбиться из бедности. Чрезмерная плодовитость бедняков — вот главная причина
их жалкого положения в обществе. И выхода из этого тупика не предвидится.
Никакие революции тут не помогут.
В 1798 г. Мальтус анонимно опубликовал небольшой памфлет под
заглавием «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим
совершенствованием общества». Свои взгляды он излагал резко, бескомпромиссно,
даже цинично. Мальтус, например, писал: «Человек, пришедший в занятый уже
мир, если его не могут прокормить родители, чего он может обоснованно
требовать, и если общество не нуждается в его труде, не имеет права на
какое-либо пропитание; в сущности, он лишний на земле. На великом жизненном
пиру для него нет места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама
привести свой приговор в исполнение».*
* Мальтус счел необходимым снять это место в ряде
последующих изданий «Опыта» Цит. по: Key-Ties J.M. Essays and
Sketches in Biography. N.-Y., 1956. P. 26.
Впрочем, в жизни Мальтус, как сообщают современники, был
общительным и даже приятным человеком: его дружба с Рикардо косвенно это
подтверждает. Он отличался удивительной уравновешенностью и спокойствием духа,
никто никогда не видел его рассерженным, слишком радостным или слишком
угнетенным.
В 1805 г. Мальтус получил кафедру профессора современной истории
и политической экономии в только что основанном колледже Ост-Индской компании.
Он исполнял также в колледже обязанности священника. В 1815 г. Мальтус опубликовал свою работу о земельной ренте, в 1820 г. — книгу «Принципы политической экономии», в основном содержащую полемику с Рикардо. По политическим
взглядам он был вигом, но весьма умеренным, всегда стремился, как сказано о
нем в английском биографическом словаре, к золотой середине. Умер он
скоропостижно от болезни сердца в декабре 1834 г.
.