V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ XX ВЕКА :: vuzlib.su

V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ XX ВЕКА :: vuzlib.su

82
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ XX ВЕКА

.

V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ XX ВЕКА

Настоящий раздел курса «Истории экономических
учений» по­свящён эволюции современной экономической науки. Данный раз­дел
курса знакомит с современным состоянием экономических уче­ний, продолжающейся
дифференциацией направлений, их основны­ми школами, важнейшими проблемами,
которые привлекают внима­ние экономистов.

Следует помнить, что современный мир представляет собой един­ство
противоположностей, именно единство, противоречивую еди­ную целостность. Перед
ним стоит множество сложнейших и жиз­ненно важных человеческих проблем.
Острейшая из них — пробле­ма выживаемости земной цивилизации, связанная с
предотвраще­нием ядерной катастрофы, экологических катаклизмов и т.п. Её ре­шение
не под силу отдельным странам, требует общечеловеческих усилий. Надо помнить,
что новое мышление нацеливает на творче­ское осмысливание и обобщение
современных процессов в экономи­ке, политике, на преодоление схематизма и
догматизма в толкова­нии наиболее сложных общественных явлений нашего времени.
Новое мышление неизбежно приводит к пересмотру и переоценке многих устоявшихся
положений в подходе к экономической теории, к отка­зу от привычных стереотипов.

Необходим глубокий объективный анализ современной запад­ной
науки, в котором выделялись бы и осмысливались ее реальные аспекты. Вместе с
тем обоснованно раскрывалась бы несостоятель­ность того, что противоречит
опыту, фактам, реальным процессам. Нельзя скатываться к экзальтированной
конфронтации, к гипербо­лизации искусственной идеологической чистоты и даже
«стериль­ности». Всё это мешает научному анализу, ограничивает
изучение вопросов по существу. Мы многое потеряли в результате неконст­руктивной
позиции по отношению к современной западной эконо­мической мысли в результате
полного отрицания накопленных ею знаний, обобщений и рекомендаций хозяйственной
практике. Тем более, что западная экономическая наука добилась заметных успе­хов
в изучении функциональных взаимосвязей общественного про­изводства, их
количественном анализе. Эти работы имеют практи­ческое значение и дают большой
эффект в решении задач макроэкономического характера (государственное
регулирование эконо­мики, антициклические, антиинфляционные мероприятия,
экологи­ческие программы и т.п.).

Западная экономическая наука в современных условиях тради­ционно
занимает большое место в арсенале средств, используемых для поддержания
экономической стабильности, функционирования государственно-монополистических
образований, совершенствования хозяйственного механизма и повышения его
эффективности. Её эво­люция представляет собой сложный, многосторонний процесс,
раз­вивающийся в различных формах, испытывающий воздействие многих факторов и
отражающий многообразие социально-экономи­ческих и политических условий
современного чрезвычайно сложно­го мира.

Западная наука занимается разработкой рекомендаций страте­гического
характера, обосновывает экономические теории и про­граммы, мероприятия
экономической политики, в реализации кото­рых принимают участие экономисты. Всё
это невозможно без систе­матического изучения экономических процессов,
разработки соот­ветствующих методик, широкого использования и постоянного со­вершенствования
экономического анализа, без профессиональной познавательной деятельности.

Исследование наиболее распространённых хозяйственных форм,
хозяйственного механизма, обеспечивающих функционирование ка­питалистической
системы, — не только один из важных самостоя­тельных объектов экономики. Это к
тому же условие познания сущностных процессов и их закономерностей, поскольку
производствен­ные отношения не существуют в отрыве от хозяйственных струк­тур,
хозяйственного механизма, где они непосредственно проявля­ются. В них
реализуются отношения собственности и присвоения, особенности развития
производительных сил. Без изучения хозяй­ственного механизма нельзя проникнуть
в сущностные категории и представляемые ими производственные отношения.

Западная экономическая наука преимущественно изучает про­блемы
хозяйственного механизма и имеет дело с реальной капита­листической экономикой.
Она, по меткому выражению И.М. Осадчей, представляет собой «многослойный
пирог», включающий громад­ную сферу социально-институциональных
исследований, охваты­вающих своим анализом «важнейшие институты и
социально-эко­номические механизмы капитализма — монополии, олигополии, кон­куренции,
государства, особенности трансформации капиталисти­ческого общества под
воздействием поистине революционных изме­нений в развитии производительных
сил».*

* Мировая экономика и международные отношения. 1988. № 10.
С. 16.

В этом анализе проявляются возможности и эффективность вы­полняемой
западной наукой практической функции. Её развитие сопровождается, с одной
стороны, широким вовлечением экономистов в активную практическую деятельность,
использованием их в решении практических задач различного уровня от фирмы до
национальной экономики и мирохозяйственных проблем. Наряду с расширением сферы
деятельности совершенствуется и экономический анализ, его методы. Экономика
утилизирует возможности НТР, широко приме­няет достижения естественных,
технических наук, в особенности математики, электроники и т.п.

Отказываясь от догматизма и устоявшихся стереотипов, мы не­избежно
приходим к признанию того, что западная экономика в состоянии решать и решает в
той или иной мере познавательные и практические задачи, что является
результатом присущих ей позна­вательной и практической функций. Последние
охватывают не только проблемы фирмы, микроэкономики, но и макроэкономики,
мирохо­зяйственные проблемы, вопросы экономического равновесия, эконо­мической
динамики и др. Круг решаемых ею проблем весьма обши­рен; все они, как правило,
связаны с исследованием хозяйственных форм, механизма функционирования
экономики. Познавательный процесс идёт, и весьма успешно, обеспечивая
разработку практиче­ских рекомендаций, экономических доктрин, мероприятий
экономи­ческой политики, давая необходимый материал для принятия эко­номических
решений. Её основная часть известна под названием «экономикс». Наряду
с экономикс существуют и функционируют вполне конкретные экономические
дисциплины, связанные с опре­делённой областью экономики (финансы, банковское
дело, учёт, ста­тистика и др.) или с отраслью производства, экономической дея­тельностью.
Сама экономикс, кроме основной политико-экономиче­ской части, включает большой
аналитический, экономико-математический аппарат, нацеленный на решение
конкретных экономиче­ских проблем функционального характера. Экономикс
составляет основу учебных курсов, изучаемых в университетах и колледжах
капиталистических стран.

Экономикс по своему содержанию неоднородна, поскольку на неё
оказывают влияние различные направления и школы политэко­номии, отражающие
продолжающуюся дифференциацию западной экономической науки. В их числе
экономические концепции неоли­бералов, посткейнсианцев, институционалистов,
леворадикалов и др. «Вместе с тем в учебных курсах экономике проявляется
стремление к синтезу различных школ. Как учебная дисциплина экономикс пред­ставляет
собой систематизированное изложение экономической тео­рии, концентрирующее
внимание на проблемах рынка, воздействии государства на экономику,
хозяйственного механизма, обеспечения интересов крупного бизнеса при минимуме
затрат и максимизации прибыли Наибольшее распространение в капиталистических
стра­нах получил учебник «Экономикс» известного американского эконо­миста
П Самуэльсона, выдержавший уже 12 изданий.* Готовится к выпуску очередное
издание. Весьма популярен выдержавший 11 из­даний учебный курс
«Экономикс» американских профессоров К. Макконнелла и С. Брю,
«Экономикс» В. Баумола и А. Блиндера и др.

* 12-е издание было подготовлено П. Самуэльсоном совместно с
профессором Йельского университета У. Нордхаузом: Samuelson Р., Nordhaus W.
Economics. N.Y., 1985.

В учебниках экономикс обобщаются знания, полученные за все
периоды развития западной экономической теории. В них наглядно проявляются
познавательная и практическая функции экономиче­ской науки. Все основные
проблемы трактуются на микро- и макро­экономическом уровнях. Западные
экономисты достигли определен­ных успехов в изучении проблем спроса и
предложения, конкурен­ции и ее форм, в разработке методов внутрифирменного
хозяйство­вания, монополии, олигополии, экономического анализа, в том числе с
применением экономико-математических и статистических мето­дов, а также в
использовании кредита, финансово-бюджетных ме­тодов регулирования и др.
Экономикс, как правило, ориентируется не на человека вообще, а на конкретных
субъектов экономических отношений, уделяет большое внимание разработке
показателей ка­чественного уровня хозяйства. Все это требует вдумчивого крити­ческого
анализа эволюции в экономике, извлечения всего, что полезно и может быть
использовано в российской экономике.

Структура западной экономической науки не остается неизмен­ной.
Продолжается дифференциация внутри направлений, форми­рование новых школ. В
современной экономической мысли Запада выделяются три основных направления:
неоклассицизм (неолиберализм), кейнсианство и социально-институциональное направ­ление.
Хотя такое деление не исчерпывает всей современной струк­туры, оно дает о ней
общее представление.

В конце 70-х — начале 80-х годов произошло очередное возрож­дение
традиционного направления западной экономической науки — неоклассического. Его
идейными предшественниками в первой по­ловине XX столетия являлись лондонская
школа в Англии, школа свободного предпринимательства в США, экономический
либера­лизм во Франции, неолиберализм в Германии и др. Сторонники нео­классицизма
по-прежнему выступают за невмешательство госу­дарства в экономику, хотя это
весьма относительно с точки зрения современных условий капиталистического
хозяйствования. Тем не, менее они исходят из того, что капитализм с помощью
рыночного механизма способен сам, без вмешательства извне регулировать эко­номический
процесс, обеспечивая необходимое динамическое равновесие между производством и
потреблением, спросом и предложе­нием. Неоклассики — сторонники свободного
предпринимательства, равных возможностей, свободы рыночных сил, саморегулирования
экономики.

Вместо обеспечения кейнсианской полной занятости на первый
план выдвигаются вопросы борьбы с инфляцией, повышением эф­фективности
производства, конкурентоспособности, забота о макси­мизации вложений капитала.
Теоретики неоклассицизма учитыва­ют, что важнейшим условием осуществления новых
задач является всемерное поощрение НТП, эффективная утилизация его результа­тов,
получение максимальных выгод от структурной перестройки производства. Рынок и
конкуренция приобрели в этих условиях осо­бый приоритет. Вместе с тем
отодвигаются на задний план либе­рально-реформистские заботы о реализации
социальных программ. Вместо кейнсианского обеспечения эффективного спроса
важней­шей заботой в условиях интенсификации хозяйственной деятельнос­ти становится
забота о повышении нормы накопления.

Современное неоклассическое направление, как и в предшест­вующие
периоды своей эволюции, не является однородным. В нем различают несколько школ,
в числе которых монетаристы, сторон­ники экономики предложения, «новой
классической макроэкономи­ки» и др.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ